Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

ДОП Логоритмика

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 300
Юридический адрес: 620085, Свердловская область, г. Екатеринбург, переулок Автомобильный, д.2,
тел.: 256-47-17, 256-43-03, e-mail: detsadik300@yandex.ru, сайт: https://300.tvoysadik.ru

УТВЕРЖДЕНО
Приказом и.о.заведующего
МАДОУ № 300
№ 1-у от «04» сентября 2023 г.
_________________М.Н.Ушакова

ПРОГРАММА ПЛАТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ
«ЛОГОРИТМИКА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 300
Вид программы – общеразвивающий
Вид деятельности – логопедия
Полная продолжительность реализации программы – 11 месяцев

ПРИНЯТО
Педагогическим Советом МАДОУ
Протокол № 1 от 31.08.2023

Екатеринбург, 2023

Содержание
Ι. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 . Цели и задачи реализации образовательной программы
1.3. Принципы и подходы к формированию образовательной программы
1.4. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста, участвующих в
реализации образовательной программы
1.5. Планируемые результаты освоения образовательной программы
1.6. Мониторинг
ΙI. Содержательный раздел
2.1. Формы и виды взаимодействия учителя - логопеда и музыкального руководителя
2.2. Комплексно – тематическое планирование.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
ΙII. Организационный раздел
3.1. Развивающая предметно-пространственная среда

2

Ι. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Программа составлена на основе пособий М.Ю. Картушиной, А.Е. Вороновой и рассчитана
на возраст детей 5-8 лет.
Логоритмика – это мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы
логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его
речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире,
понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески
проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий
оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка
различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с
большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой
массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры.
Актуальность программы определяется тем, что регулярные занятия логоритмикой
способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения,
формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками.
Занятия по логоритмике проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня, и находятся в
тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия. Их
продолжительность составляет не более 30 мин. Как правило, в одном занятии сочетаются игры
разной направленности, и частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей
к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между
предметами и явлениями действительности. Содержание занятия напрямую связано с изучаемой
лексической темой, задачами логопедической коррекции.
Структура занятия: подготовительная, основная и заключительная части.
Подготовительная часть длится около 7 минут. Используются вводные упражнения,
которые дают установку на разнообразный темп движения с помощью музыки, упражнения,
направленные на тренировку внимания, памяти, координации движений, регулировку мышечного
тонуса.
Основная часть занимает не более 15 минут, включает в себя слушание музыки для снятия
эмоционального и мышечного напряжения, пение, игру на детских музыкальных инструментах,
подвижные и малоподвижные игры, а так же следующие виды упражнений:
– на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
– на развитие внимания;
– регулирующие мышечный тонус;
– формирующие чувство музыкального размера;
– на развитие чувства темпа и ритма;
– на развитие координации движения;
– на координацию речи с движением;
– на координацию пения с движением;
– на развитие речевых и мимических движений.

3

Заключительная часть занимает не более 8 минут. В неё входят упражнения на
восстановление дыхания, снятие мышечного и эмоционального напряжения, релаксационные
упражнения.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
– артикуляционную (логопедическую) гимнастику;
– чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков;
– пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;
– упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным
особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
– вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с
музыкальным сопровождением и без него;
– фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого
дыхания;
– песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и
выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
– музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство
ритма;
– музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в
пространстве;
– коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения,
эмоциональности, позитивного самоощущения;
– упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
1.2 . Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка
посредством сочетания музыки и движений.
Основные задачи программы:
– развитие слухового восприятия; музыкального, звукового, тембрового, динамического,
фонематического слуха, чувства ритма, речевого и певческого диапазона голоса;
– развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, пантомимики,
пространственной организации движений; развитие силы, ловкости, выносливости;
переключаемости и координации движений;
– развитие речевой моторики (артикуляционной и мимической) для
артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания;

формирования

– формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных
ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным
обозначением;
– расширение и активизация словарного запаса, формирование фразовой речи;
4

– формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
освоение ритмического многоголосья посредством игрового музицирования; осознания
ритмического своеобразия слова;
– стимулирование творческой активности: воспитание выразительности движений, умения
перевоплощаться, согласовывать характер музыки с движениями и пантомимическими жестами;
– воспитание переключаемости внимания с одного вида деятельности на другой;
–
содействие
нравственному,
эстетическому воспитанию
детей
с
речевой
патологией (формирование навыков позитивного межличностного общения через развитие умения
согласовывать собственное поведение с поведением других детей)
1. 3. Принципы и подходы к формированию программы.
В основу программы заложен принцип комплексной коррекции психических процессов,
развития органов голосового и речевого аппарата у детей. Процесс развития у дошкольников
логоритмических движений построен на комплексе музыкально-двигательных, речедвигательных
и музыкально-речевых игр и упражнений, в ходе которых и осуществляется коррекция речи.
1.4.
Характеристики особенностей развития детей
дошкольного возраста, участвующих в реализации рабочей программы
Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной
логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Это
период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон
речи - фонетической, лексической, грамматической.
Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов
речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают
благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания.
Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной
взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую
интонационную природу.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном
детстве. Хорошо развитая речь помогает ему легко вступать в общение с окружающим его миром,
понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями,
педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием
решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания, для полноценного
формирования личности ребёнка.
Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного
пользования словами.
Словарь все еще недостаточно богат прилагательными, наречиями глаголами, да и слова,
близкие по смыслу, они могут подобрать в недостаточном количестве и не всегда удачно. Ошибки
в употреблении слов возможны и при пересказах сказок, когда ребенок вкладывает в слово
неправильное значение. В рассказах детей иногда наблюдаются неточности в употреблении
союзов, предлогов (например, вместо предлога между, используются слова в середине).
Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки: неправильное
согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное
образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных
5

(«грушев» вместо груш), изменение по падежам несклоняемых существительных («На «пианине»
стоят часы»).
В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора
использует как краткие, так и развернутые ответы.
На шестом году жизни ребенка мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и
дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом
возрасте еще только заканчивается правильное усвоение шипящих звуков, звуков л, р.
В общении со сверстниками и взрослыми дети не всегда пользуются умеренной громкостью
голоса, но по мере необходимости многие способны говорить громче и тише. В повседневном
общении дети стараются пользоваться умеренным темпом, но при пересказах их речь часто
бывает замедленна за счет длительных необоснованных задержек, пауз. Однако в моменты
эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного фильма, прочитанной
сказки, ребенок в процессе высказывания часто не в состоянии проконтролировать свою речь и
говорит громче и быстрее обычного.
Ориентируясь на образец, дети не всегда способны воспроизводить стихи с соблюдением
интонационных средств выразительности. Однако не все шестилетние дети владеют правильным
произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других —
неправильное их формирование: р — горловое, одно-ударное, звуки ш, ж — боковые, с, з —
межзубные и т.д. Некоторые дети не всегда четко дифференцируют в словах свистящие и
шипящие звуки, звуки лир. Такое смешение звуков чаще наблюдается при произнесении слов и
фраз, включающих одновременно оба звука («шушка» вместо сушка), но почти не встречается
ошибок при произнесении слов, в которых есть лишь один из этих звуков (собака, кошка). Фразы,
насыщенные такими звуками, произносятся детьми не всегда четко.
Не все дети имеют достаточно развитый фонематический слух, они недостаточно четко
различают звонкие и глухие согласные, например при выделении слога или слова со звуком с из
группы слогов или слов дети называют и такие, в которых есть звук з (или даже звук ш).
Смешивают дети твердые и мягкие согласные, шипящие и свистящие: с и ш, ж и з, звуки с и ц, щ и
ч, ц и ч.
Произношение шестилетних детей отличается от речи взрослых из-за нарушения фонетической
и грамматической стороны речи, но к семи годам при условии систематической работы над
звукопроизношением дети вполне справляются с этими трудностями.
В старшем дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений
становится не только педагог, но и сам большой мир музыки.
Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют
устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство
становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный
подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку выражать
свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звуками, красками, движениями,
словом.
Ребенок начинает понимать, что музыка позволяет общаться и быть понятым любому
человеку. Эмоции, переживаемые при восприятии музыкального произведения, вызывают
эмоциональный подъем, активизируют творческий потенциал старшего дошкольника. Глубина
эмоционального
переживания
выражается
в
способности
старшего
дошкольника
интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и
характеров, выраженных в музыке.
Закономерности и особенности развития психических процессов ребенка этого возраста
позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Старший
дошкольник не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм,
композиторских интонаций. Естественной базой и предпосылкой для получения знаний
становится накопленный в младшем и среднем возрасте эмоционально-практический опыт общения музыкой. Слушание музыки остается по-прежнему весьма привлекательным для ребенка.
Большинство детей к этому времени овладевают культурой слушания. Легко различают не только
первичный жанр музыки, но и виды музыкальных произведений. Вникают в
6

эмоциональнообразное содержание музыки, воспринимают формы произведения, чувствуют
смену характера музыки. Интенсивно продолжают развиваться музыкально-сенсорные
способности. Дети могут различать выразительные отношения музыкальных звуков,
активизируется ладовый слух.
Развивается музыкальное мышление, ребенок анализирует и оценивает сложное
музыкально произведение, может сравнивать, обобщать. В этом возрасте у ребенка сформирована
потребность в пении. Можно отметить такие положительные особенности пения: голос становится
звонче, характерен диапазон в пределах РЕ – СИ первой октавы, налаживается вокально-слуховая
координация, дети могут петь как напевно, так и отрывисто. Они способны петь на одном
дыхании целые фразы песни. Певческая дикция у большинства детей правильная, в то же время
голос ребенка остается довольно хрупким, поскольку продолжается формирование вокальных
связок.
1.5. Планируемые результаты освоения образовательной программы
О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно-развивающего процесса
средствами логопедической ритмики свидетельствуют, следующие показатели:
 сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам,
умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему,
придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен;
 сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со
словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
 сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности
речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание
во время пения;
 сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного
аппарата;
 способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах,
дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках;
 способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения
осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица
(по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц
тела, на преодоление двигательного автоматизма;
 способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении,
перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега;
 способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и
кистей, быстро реагировать на смену движений;
 положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей
детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку,
активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют,
танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки,
танцевальные и общеразвивающие движения);
 улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической;
 воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям
народов России, родного края, труду людей;
 воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности
за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
1.6. Мониторинг (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)
Диагностика проводится в начале учебного года учителем-логопедом и музыкальным
руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и
воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики,
7

речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов
логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в
конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических
функций детей в процессе логоритмических занятий.
ΙI. Содержательный раздел
2.1. Формы и виды взаимодействия учителя - логопеда и музыкального руководителя
– совместное проектирование плана взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным
руководителем на учебный год, его корректировка по мере решения общих задач;
– совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара;
– участие учителя-логопеда в подготовке и проведении тематических развлечений,
праздников, открытых мероприятий;
– составление картотек речевых игр, игр со словом и т. д;
– выступление музыкального руководителя на педагогических советах на темы, касающиеся
коррекционных упражнений, игр со словом, пения и т. д. для профилактики нарушений речи;
– использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических
распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр
инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.
Совместная коррекционная деятельность
учителя-логопеда и музыкального руководителя
Учитель-логопед

Музыкальный руководитель

постановка диафрагмально-речевого дыхания

развитие слухового внимания и слуховой памяти

укрепление мышечного аппарата речевых
органов средствами логопедического массажа

формирование оптико-пространственных
представлений

формирование артикуляторной базы для
исправления неправильно произносимых
звуков

формирование и закрепление произносительных
навыков

коррекция нарушенных звуков, их
автоматизация и дифференциация

формирование зрительной ориентировки на
собеседника

развитие фонематического восприятия,
анализа и синтеза

развитие координации движений

Совершенствование лексико-грамматической
стороны речи

формирование умения передавать несложный
музыкальный ритмический рисунок

обучение умению связно выражать свои
мысли

воспитание темпа и ритма дыхания и речи

8

обучение грамоте, профилактика дисграфии и
дислексии

развитие произвольной мимической моторики

развитие психологической базы речи

формирование просодики

совершенствование мелкой моторики

развитие фонематического слуха

Таким образом, совместная коррекционно-развивающая работа учителя – логопеда и
музыкального руководителя успешно способствует улучшению общего эмоционального состояния
детей, развитию и коррекции двигательной сферы, постановке правильного диафрагмальноречевого дыхания, развитию силы, высоты, тембра голоса, его выразительности, сенсорных
способностей детей с речевой патологией, содействует устранению речевых нарушений и
обеспечению
социализации
каждого
ребенка.
А
в
результате
использования
дифференцированного подбора приемов и содержания коррекционно-педагогического
воздействия оптимизируется процесс коррекции и развития речи.

9

2.2. Комплексно – тематическое планирование.
Месяц

Дни
недели

Октябрь 1

2

Лексикограмматическая
тема
«Овощи»

Название
логоритмического
занятия
«Спор овощей»

«Фрукты. Ягоды
«Яблочко»

3
«В доме моем»
«Наш край»

4

«Детский сад»
«Игрушки»

ноябрь

1
«Осень»

2

«Перелетные
птицы»

«Осеннее
настроение»

« Приключение
вороны»

3
«Рыбы»

4

«Подводное
царство»

«Домашние птицы»
«Петя-петушок»

декабрь

1
«Домашние
животные
2

«Дикие животные»

«У бабушки в
деревне»
« В мире животных»

10

Цель
преодоление речевого, моторного,
двигательного, фонематического
нарушения путем развития,
двигательной сферы в сочетании
со словом и музыкой.
преодоление речевого, моторного,
двигательного, фонематического
нарушения путем развития,
двигательной сферы в сочетании
со словом и музыкой.
преодоление речевого, моторного,
двигательного, фонематического
нарушения путем развития,
двигательной сферы в сочетании
со словом и музыкой.
преодоление речевого, моторного,
двигательного, фонематического
нарушения путем развития,
двигательной сферы в сочетании
со словом и музыкой.
преодоление речевого, моторного,
двигательного, фонематического
нарушения путем развития,
двигательной сферы в сочетании
со словом и музыкой.
преодоление речевого, моторного,
двигательного, фонематического
нарушения путем развития,
двигательной сферы в сочетании
со словом и музыкой.
преодоление речевого, моторного,
двигательного, фонематического
нарушения путем развития,
двигательной сферы в сочетании
со словом и музыкой.
преодоление речевого, моторного,
двигательного, фонематического
нарушения путем развития,
двигательной сферы в сочетании
со словом и музыкой.
преодоление речевого, моторного,
двигательного, фонематического
нарушения путем развития,
двигательной сферы в сочетании
со словом и музыкой.
преодоление речевого, моторного,
двигательного, фонематического

3
«Зимующие птицы»
«Ветер северный»

4
«Новый год»

«Новый год»

нарушения путем развития,
двигательной сферы в сочетании
со словом и музыкой.
преодоление речевого, моторного,
двигательного, фонематического
нарушения путем развития,
двигательной сферы в сочетании
со словом и музыкой.
преодоление речевого, моторного,
двигательного, фонематического
нарушения путем развития,
двигательной сферы в сочетании
со словом и музыкой.

январь
2
«Зима. Рождество»

3
«Мебель»

4
«Посуда»

февраль

1
«Одежда.Обувь»

2
«Головные уборы»

3
«День защитника
Отечества»

4

«Транспорт»

преодоление речевого,
моторного, двигательного,
«Маскарад»
фонематического нарушения
путем развития, двигательной
сферы в сочетании со словом
и музыкой.
преодоление речевого,
моторного, двигательного,
« Новоселье»
фонематического нарушения
путем развития, двигательной
сферы в сочетании со словом
и музыкой.
преодоление речевого,
моторного, двигательного,
фонематического нарушения
« Федорино горе»
путем развития, двигательной
сферы в сочетании со словом
и музыкой.
преодоление речевого,
моторного, двигательного,
фонематического нарушения
«Волшебное зеркальце»
путем развития, двигательной
сферы в сочетании со словом
и музыкой.
преодоление речевого,
моторного, двигательного,
«Мой край родной»
фонематического нарушения
путем развития, двигательной
сферы в сочетании со словом
и музыкой.
преодоление речевого,
моторного, двигательного,
«День защитника
фонематического нарушения
Отечества»
путем развития, двигательной
сферы в сочетании со словом
и музыкой.
«Путешествие
преодоление речевого,
паровозика из
моторного, двигательного,
11

Ромашкино

март

1
«Мамин праздник»

«Как зайчонок маму
искал?»

2
«Дом. Семья»
«Теремок-холодок»

3
«Экзотические
животные».

«Путешествие по
саванне»

4

апрель

«Весна»

«О чем плачет
сосулька?»

«Профессии»

«Кем быть?»

1

2
«Космос»

« Полет в космос»

3
«Предметы быта»

«Палочкавыручалочка»

«Продукты
питания»

« Путешествие в строну
завтраков, обедов и
ужинов»

4

12

фонематического нарушения
путем развития, двигательной
сферы в сочетании со словом
и музыкой.
преодоление речевого,
моторного, двигательного,
фонематического нарушения
путем развития, двигательной
сферы в сочетании со словом
и музыкой.
преодоление речевого,
моторного, двигательного,
фонематического нарушения
путем развития, двигательной
сферы в сочетании со словом
и музыкой.
преодоление речевого,
моторного, двигательного,
фонематического нарушения
путем развития, двигательной
сферы в сочетании со словом
и музыкой.
преодоление речевого,
моторного, двигательного,
фонематического нарушения
путем развития, двигательной
сферы в сочетании со словом
и музыкой.
преодоление речевого,
моторного, двигательного,
фонематического нарушения
путем развития, двигательной
сферы в сочетании со словом
и музыкой.
преодоление речевого,
моторного, двигательного,
фонематического нарушения
путем развития, двигательной
сферы в сочетании со словом
и музыкой.
преодоление речевого,
моторного, двигательного,
фонематического нарушения
путем развития, двигательной
сферы в сочетании со словом
и музыкой.
преодоление речевого,
моторного, двигательного,
фонематического нарушения
путем развития, двигательной
сферы в сочетании со словом
и музыкой.

Май

2
«День Победы»

« На парад идут
солдаты»

3
«Школа»

«Приключения
Буратино»

«Лето»

« В гостях у лета»

4

преодоление речевого,
моторного, двигательного,
фонематического нарушения
путем развития, двигательной
сферы в сочетании со словом
и музыкой.
преодоление речевого,
моторного, двигательного,
фонематического нарушения
путем развития, двигательной
сферы в сочетании со словом
и музыкой.
преодоление речевого,
моторного, двигательного,
фонематического нарушения
путем развития, двигательной
сферы в сочетании со словом
и музыкой.

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива
с семьями воспитанников
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из
основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с
семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Современная семья нуждается в педагогическом сопровождении, а именно, в совместной
деятельности. Эта задача вполне решаема, если объединить усилия всех педагогов дошкольного
учреждения, родителей и детей.
В основу совместной деятельности семьи, учителя-логопеда и музыкального руководителя
заложены следующие принципы:
 единый подход к процессу воспитания ребёнка;
 открытость Учреждения для родителей;
 взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
 уважение и доброжелательность друг к другу;
 дифференцированный подход к каждой семье
Формы работы с родителями:
 Посещение родителями открытых занятий (особенно важен начальный этап обучения);
 Индивидуальные и коллективные консультации (в том числе, на родительских
собраниях);
 Организация тренингов по логопедической ритмике для родителей;
 Семейные мероприятия (праздники, конкурсы, семейные вечера, посвященные
различной тематике, на которых воспитанники будут иметь возможность проявить
способности, приобретенные в ходе работы по всем разделам программы).
 Анкетирование родителей с целью получения обратной связи по проводимой
педагогами работе;
 Оформление информационных стендов для родителей.

13

ΙII. Организационный раздел
3.1. Развивающая предметно-пространственная среда
Технические средства для подготовки и проведения занятий.
·
фортепиано
·
детские музыкальные инструменты
·
шумовые игрушки
·
массажные и резиновые разноцветные мячики
.
шарики Су-Джок
·
природный игровой материал (камешки Марблс, ракушки, палочки различной
орешки, каштаны, желуди, шишки)

14

фактуры,

Приложение№1
Мониторинг
по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе
Критерии мониторинга:
Слуховое внимание.
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка,
дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа,
слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма.
1-й элемент - - .. 2-й элемент: - .. - 3-й элемент: - - …
4-й элемент: … - По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве.
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу
педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5балльной шкале:
 силу движений,
 точность движений,
 темп движений,
 координацию движений,
 переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики.
1.Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По
1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до
3-х.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы
капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение от одного движения к другому.
 «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1
баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
 Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
 Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1
баллу.
Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.
Результаты заносятся в сводную таблицу.
15

Состояние
мелкой
моторики

Сентябр
ь

Сентябр
ь

Сентябр
ь

Показатели развития детей.
Образовательные области и
Показатели развития ребёнка
направления организации
жизнедеятельности детей
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Овладение речью как средством • Участвует в коллективных разговорах, владеет
общения и культуры
нормами вежливого речевого общения.
• Пересказывает литературное произведение без
существенных пропусков.
Выразительно читает заученные произведения
• Понимает авторские средства выразительности,
использует их в собственном рассказе.
• Использует осознанно слова, обозначающие видовые
и родовые обобщения.
• Подбирает к существительному несколько
прилагательных; заменяет слово другим словом со
сходным значением.
• Имеет чистое и правильное звукопроизношение.
• Осуществляет звуковой анализ слова (четырёх пятизвуковые слова).
• Выделяет ударный слог и ударный гласный звук в
слове.
• Пользуется способами установления речевых
контактов со взрослыми и детьми; уместно
пользоваться интонацией, мимикой, жестами.
• Использует самостоятельно грамматические формы
для точного выражения мыслей.
• Точно употребляет слово в зависимости от замысла,
контекста или речевой ситуации.
• Понимает значения слов в переносном и
иносказательном значении.
• Использует средства интонационной
выразительности при чтении стихов, пересказе,
собственном творческом рассказывании
Обогащение активного словаря
• Знает 2—3 программных стихотворения,
в процессе восприятия
2—3 считалки, 2—3 загадки.
16

Май

Состояние
общей
моторики

Май

Ориентирование в
пространстве

Май

Восприятие и
воспроизведение
ритма

Май

Слуховое
внимание

Сентябр
ь

Фамилия,
имя ребенка

Май.

№
п/
п

Сентябр
ь

Результаты диагностики неречевых психических функций на логоритмических занятиях (в
баллах)

художественной
литературы

• Называет жанр произведения.
• Драматизирует небольшие сказки, читает
по ролям стихотворения.
• Называет любимого детского писателя,
любимые сказки и рассказы.
• Придумывает загадки, сравнения к образам
прочитанных произведений.
• Самостоятельно включается в игру драматизацию
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Развитие детей в процессе
• Называет элементарные музыкальные термины и
овладения музыкальной
использует их в собственной самостоятельной
деятельностью
музыкальной деятельности в детском саду и дома.
• Оценивает, различает и высказывается о жанрах
(песня, марш, танец).
• Определяет тембр музыкальных инструментов,
различает их голоса в оркестровом исполнении, узнаёт
детские музыкальные инструменты.
• Ориентируется в сфере спектра немузыкальных
звуков, умеет выделять звук из окружающей
действительности (голосов природы), анализирует
звуковую реальность.
• Поёт с аккомпанементом, чётко проговаривая слова,
без напряжения. Умеет одновременно начинать и
заканчивать пение по показу педагога.
• Поёт без сопровождения «по цепочке»
друг за другом по фразам.
• Владеет основными движениями, следит за
положением головы, рук, умеет двигаться
соответственно характеру звучащей музыки
Развитие детей в процессе
• Включается в творческий процесс, развивает
овладения театрализованной
внимание к особенностям исполнения роли.
деятельностью
• Погружается в музыкально-двигательную
среду с целью развития пластичности и
выразительности тела, понимания его возможностей.
• Сопереживает и подражает образу.
• Осознаёт себя в мире цвета, звука, движения
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Овладение двигательной
• Бегает легко, сохраняя правильную осанку, темп,
деятельностью
скорость, направление, координируя движения рук и
ног.
• Самостоятельно организовывает знакомые
подвижные игры, придумывает с помощью
воспитателя игры на заданные сюжеты.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 08.06.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(343)256-47-17, +7(343)256-43-03

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».