УТВЕРЖДЕНО Приказом и.о.заведующего МАДОУ детский сад № 300 № 1-у от «04» сентября 2023 г. _________________М.Н.Ушакова Дополнительная общеобразовательная программа «Психология развития» МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 300 Вид программы – общеразвивающий Направленность – социально-гуманитарная Вид деятельности – психология Полная продолжительность реализации программы – 11 месяцев ПРИНЯТО Советом педагогов МАДОУ Протокол № 1 от 31.08.2023 Екатеринбург, 2023 Содержание 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка…………………………………………….………..3 1.2 Принципы и подходы формирования программы……………….…….….3 1.3 Возрастные особенности детей дошкольного возраста…………………...4 1.4 Планируемые результаты освоения детьми программ……………………8 2. Содержательный раздел 2.1. Модуль 1. Программа «Приходи играть!» для детей 1 младшей и 2 младшей группы в возрасте 2-3 и 3-4 года ……………………….…………..11 2.2. Модуль 2. Программа «Сказочная песочница» для детей 2 младшей и средней группы в возрасте 3-4 года и 4-5 лет …………...…..........................13 2.3. Модуль 3. Программа «Песочная страна» для детей старшей и подготовительной групп в возрасте 5-6 и 6-7 лет…………………………….16 3. Организационный раздел 3.1 Материально-техническое обеспечение………………………………… 17 3.2. Методические материалы……………………………………………..……19 3.3. Формы отчетности ………………………………………………...………..21 Список литературы ……………………………………………………………...21 2 1.1 Пояснительная записка Пояснительная записка является общей к комплексу психологических программ для детей от 2 до 7 лет и имеет коррекционно-развивающую направленность в рамках дополнительного образования детей и предлагается к использованию педагогам-психологам, в целях дополнительного развития детей в различных сферах: познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой. Также программа оказывает коррекционное действие для детей с высокой тревожностью, имеющих трудности в социальной адаптации, имеющих различные страхи. Данная программа позволяет не только откорректировать какую-либо сферу развития ребенка или проблему, но и подготовить ребенка к обучению в школе. Актуальность программ определяется увеличением количества детей, нуждающихся в дополнительном психологическом сопровождении. Особенности организации образовательного процесса - кружок, состоящий из детей одной группы (дети одного возраста, состав группы постоянный). Программа предусмотрена для детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Объем и срок освоения программы: Продолжительность программы различна, указана в каждом модуле (подпрограмме) и зависит от возраста ребенка, особенностей его психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей. Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла детей. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия регламентируется возрастом ребенка, СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 (зарегистрировано министерство юстиции РФ 18.12.2020 г., регистрационный № 61573). 1.2. Принципы и подходы формирования программы Формирование программы осуществлялось с учетом методологических подходов: деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов), рассматривающий деятельность наравне с обучением как движущую силу психического развития. В каждом возрасте 3 существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые виды деятельности, развиваются психические процессы и возникают личностные новообразования; - личностный подход (А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.) признание личности высшей социальной ценностью; отношение к воспитаннику как субъекту воспитания. Личностный подход базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с каждым ребёнком и коллективом. - культурно-исторический подход (Л.С.Выготский) рассматривающий формирование психики в онтогенезе как феномен культурного происхождения. Содержание программы основывается на следующих принципах: - поддержка разнообразия детства; - сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека (этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития); - позитивная социализация ребенка; - содействие и сотрудничество детей и взрослых (т.е. признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. 1.3. Возрастные особенности детей дошкольного возраста Возраст 2 -3 года. Ранний возраст — чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается: речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие качества: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Причем все эти качества не возникают сами по себе, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. Этот период наиболее значим для последующего развития человека, поэтому очень важно вовремя выявить и развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности. На взрослых (родителях и педагогах) лежит огромная ответственность за это маленькое существо, которое должно стать человеком с хорошим физическим и психическим здоровьем, гармонично развитой личностью. Развивая ребенка сегодня, мы заботимся о его завтрашнем дне. Доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необратимым последствиям, а 4 вовремя начатая активная работа по стимуляции развития ребенка является профилактической и в дальнейшем помогает предотвратить дезадаптацию. Дошкольный возраст является периодом сенситивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем направлениям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Они возникают благодаря, во-первых, развитию речи позволяя и регулируя общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, во-вторых, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни. Включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда происходит при участии значимых взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития. Возрастные особенности развития детей 3 – 4 лет. Социально-эмоциональное развитие: Любит давать игрушки и брать их у других. Нравится общаться с детьми и взрослыми, развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым. Общая моторика, моторика рук: Бросает мяч через голову, хватает катящийся мяч. Спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту и другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 секунд. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш пальцами. Собирает и строит по образцу из 9 кубиков. Зрительно-моторная координация: Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника. 5 Восприятие и предметно-игровая деятельность: Разбирает и складывает шестисоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию. Складывает разрезную картинку из 2 – 3 частей путем проб. Речевое развитие: Интенсивное развитие речи. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по роли в семье (он – папа, она – мама). Понимает время, использует прошедшее и настоящее время. Считает до пяти. Понимание речи: Понимает названия цветов: «Дай красный мяч». Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию («Дай мне красный кубик и голубой шар»). Возрастные особенности развития детей 4 – 5 лет. Восприятие и предметно-игровая деятельность: Разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения. Память: Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов. Внимание: Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут. Речь: Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения. Математика: Использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку. Развитие, моторика рук, графические навыки: Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки. Возрастные особенности развития детей 5 – 6 лет. Общая моторика: Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носочках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках. 6 Зрительно-моторная координация: Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры. Речевое развитие: Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы. Математические представления: Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе бумаги. Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание. Психическое развитие: Особенности памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов. Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии. Возрастные особенности развития детей 6 – 7 лет. Математические представления: Определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 10, решает примеры. Память: Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 2 0). Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр. Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов. Мышление: Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями, составляет рассказ по картинке, составляет логические цепочки. Речевое развитие: Самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет записывать простые слова. 7 Представления об окружающем мире: Хорошо, если ребенок имеет представления о природе – о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний – о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей, видами спорта. Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако не менее важно, чтобы у него были развиты такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, мелкая моторика. Играя, ребенок учится различным приемам зрительного, слухового и осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Так возникают сенсорные эталоны, т.е. общепринятые представления о внешних качествах предметов. Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного восприятия действительности. Ребенок, переступающий порог школы, должен быть зрелым в физиологическом отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и развития. В этом залог его будущей школьной успеваемости. Поэтому правильным приемам, обеспечивающих развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания. Развитие интеллектуальной сферы дошкольника благотворно сказывается на его мотивации учения. 1.4 Планируемые результаты освоения детьми программ. Планируемые результаты освоения программы (первая младшая группа). Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: - интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; - эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами; - стремится проявлять самостоятельность в игровом поведении; - понимает речь взрослых; - стремится к общению со взрослыми, подражает им в движениях и действиях; - появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; 8 -проявляется интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок. Планируемые результаты освоения программы (вторая младшая группа). Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: - интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; - эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами; - использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложка, расческа, карандаш, зеркало...); - стремится проявлять самостоятельность в игровом поведении; - понимает речь взрослых; - знает названия окружающих предметов и игрушек; - стремится к общению со взрослыми, подражает им в движениях и действиях; - появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; -проявляется интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок. Планируемые результаты освоения программы (средняя группа). Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: - интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; - эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; - использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложка, расческа, карандаш, зеркало...), умеет хорошо пользоваться ими; - проявляет самостоятельность и инициативу в игре, познавательноисследовательской деятельности; - владеет активной речью, включенной в общение, понимает речь взрослых; - может обращаться с вопросами и просьбами к взрослым и сверстникам; - знает названия окружающих предметов и игрушек; - стремится к общению со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях; 9 - появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; - проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им; - проявляет интерес к чувствам других, сопереживает, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя; - проявляется интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; - обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире; - проявляет любознательность, пытается самостоятельно придумать объяснения поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Планируемые результаты освоения программы (старшие группы). Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: - овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; - способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, - активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; - способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается самостоятельно разрешать конфликты; - умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания; - может обращаться с вопросами и просьбами к взрослым и сверстникам; - знает названия окружающих предметов и игрушек; - обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; - проявляет любознательность, пытается самостоятельно придумать объяснения поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Планируемые результаты освоения программы (подготовительные к школе группы). Социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: - овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; 10 - способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; - способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается самостоятельно разрешать конфликты; - умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; - обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; - хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств желаний; - может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; - развита мелкая и крупная моторика; - ребенок способен к волевым усилиям; - может обращаться с вопросами и просьбами к взрослым и сверстникам; - знает названия окружающих предметов и игрушек; - обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; - способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; - проявляет любознательность, пытается самостоятельно придумать объяснения поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. 2. Содержательный раздел 2.1. Модуль 1. Программа «Приходи играть!» для детей в возрасте 2-4 года. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Психологу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. 11 Диагностическое обследование перед проведением коррекционноразвивающих занятий не предусмотрено, так как оно проводится в рамках основной программы психолого-педагогического сопровождения детей, и направлено на выявление уровня развития познавательных процессов у детей раннего возраста. В ходе обследования выявляются: - понимание речи; - общая осведомленность; - сенсорное развитие (умение различать цвета, величину, форму); - умение группировать предметы; - развитие мелкой моторики. Диагностика проводится психологом индивидуально в спокойной доброжелательной обстановке. Следует обратить внимание на настроение ребенка, например, оно может быть. - бодрым — ребенок положительно реагирует на окружающее, реакции эмоционально окрашены, улыбается, смеется, охотно идет на контакт; - спокойным — ребенок положительно реагирует на окружающее, реакции менее эмоционально окрашены, идет на контакт, - возбужденным, с элементами раздражительности, —у ребенка имеют место аффективные вспышки возбуждения, могут наблюдаться озлобленность, крик; - подавленным — ребенок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен, может плакать. Если ребенок находится в возбужденном или подавленном состоянии, то проведение обследования следует перенести. Обследование проводится в игровой форме. В структуру диагностического обследования входят 8 субтестов, направленных на выявление уровня понимания речи, сенсорного развития, общей осведомленности, умения группировать предметы, развития мелкой моторики. Чтобы процедура диагностики не была для ребенка утомительной, для обследования используется сказка «Девочка Маша и ее друзья», в содержание которой включены субтесты. Все задания включены в содержание сказки. В начале процедуры диагностического обследования психолог говорит ребенку: «Сейчас я буду рассказывать тебе сказку, и мы будем играть». Результаты выполнения заданий, и информация об особенностях работы вносятся в «Диагностическую карту». По результатам диагностики возможно проведение подгрупповых и индивидуальных занятий по выявленной проблеме, с составлением комплекса коррекционно-развивающих игр. Структура и форма занятий. Занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, хлопают ладошками по мячу, делают пальчиковую гимнастику, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный 12 эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу. В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями. В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом. Каждое занятие проводится в 2–3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются психологом. Он может сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т.п. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое из занятий повторяется по 2 раза (возможна несущественная замена некоторых элементов занятия), чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью. Занятие № 1, 1 а «Божия коровка» Занятие № 2, 2 а «Листопад» Занятие № 3, 3 а «Мячик» Занятие № 4, 4 а «Прогулка в осенний лес» Занятие № 5, 5 а «Веселый Петрушка» Занятие № 6, 6 а «Новый год» Занятие № 7, 7 а «Мячики» Занятие № 8, 8 а «Зайка» Занятие № 9, 9 а «Мыльные пузыри» Занятие № 10, 10 а «Музыканты» Занятие № 11, 11 а «Мамин день» Занятие № 12, 12 а «Мишка» Занятие № 13, 13 а «Непослушные мышата» Занятие № 14, 14 а «Колобок» Занятие № 15, 15 а «Котята» 2.2. Модуль 2. Программа «Сказочная песочница» для детей 2 младшей и средней групп в возрасте 3-4 года и 4-5 лет Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. Как известно, дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры 13 насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний. Песок снимает стресс, снижает уровень нервнопсихического напряжения, поднимает настроение, способствует возникновению положительных эмоций. С помощью игр с песком у детей можно развивать и интеллектуальные способности, и тактильно-кинестетическую чувствительность, и мелкую моторику. Отличительные особенности программы – создание песочных композиций не требует особых умений что особенно важно для тревожных детей и детей с низкой самооценкой. Песочная терапия не ограничена словами. Один образ выразит больше, чем сотня слов. Песочная терапия полезна, если у ребенка: - плохой сон, ночные кошмары; - плохо развита мелкая моторика; - истерики, непослушание, капризы; - застенчивость, неуверенность в себе; - агрессия, тревожность; - нет взаимопонимания с родителями; - расстройства невротического характера; - частая плаксивость (без повода); - ребенок пережил сильный стресс. Цели программы: 1. Совершенствование умений и навыков практического общения. 2. Снижение уровня тревожности. 3. Развитие фантазии и образного мышления. 4. Способствование проявлению эмпатии. 5.Снижение психоэмоционального напряжения. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета. 2. Обучить специальным движениям. 3. Учить выстраивать композиции на песке по образцу. Развивающие: 1. Развивать психические процессы (восприятие, внимание, память, логическое мышление). 2. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику. 3. Развивать умение действовать по инструкции. 4. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности. Воспитательные: 1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми. 14 2. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности. 3. Воспитывать доброту. 4. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации. Структура и форма занятий. Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в зависимости от темы занятия. Часть 1. Вводная. Цель – настраиваю детей на совместную работу, устанавливаю эмоциональный контакт между детьми. Основные процедуры – ритуал приветствия, игры – разминки. Часть 2. Основная. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоциональноличностной и познавательной сфер ребенка. Основные процедуры: песочная терапия, сказкатерапия, игры и упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие навыков общения, рисование, творческие работы. Часть 3. Завершающая. Основные цели: подводится итог занятия, создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии, беседуя о том, что было на занятии. Форма организации образовательного процесса - игровая. Структура занятий такова, что при пропуске ребенку не придется «догонять» свою группу по усвоению материала. Занятия длительностью 20 – 30 минут проводятся 1 раз в неделю. Возможно повторение занятий, с небольшой вариацией игр и упражнений (определяется психологом по мере усвоение материала). Условия проведения занятий с песком: у детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний! Противопоказания к использованию метода песочной терапии: синдром дефицита внимания с гиперактивностью; склонность к лёгочным и аллергическим заболеваниям; нарушения кожного покрова (травмы и порезы). План занятий: Занятие 1 «Чувствительные ладошки», ознакомительное Занятие 2 «Теремок» Занятие 3 «Заюшкина избушка» Занятие 4 «Зоопарк» Занятие 5 «Посуда» Занятие 6 «Сказка про Улитку» Занятие 7 «Волшебный огород» Занятие 8 «Сказка о том, как Оля подружилась с овощами» Занятие 9 «Шла коза рогатая». 15 2.3. Модуль 3. Программа «Песочная страна» для детей старшей и подготовительной групп. У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные решения на основе, имеющихся у ребенка знаний, умений и навыков. У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении бытовых задач, при организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других и в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы. Развитие произвольности и волевого начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого и придерживаться игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось. Он активно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно. Детям старшего возраста cвойственно преобладание общественно значимых мотивов над личностными. Происходит постепенное разрешение противоречия между эгоцентризмом и коллективистской направленностью личности в пользу децентрации. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие. Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результаты деятельности, чем поведение. Ребенок ещё испытывает затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач. У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи). Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению. Цели программы: 1. Совершенствование умений и навыков практического общения. 2. Снижение уровня тревожности. 3. Развитие фантазии и образного мышления. 4. Способствование проявлению эмпатии. 5.Снижение психоэмоционального напряжения. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом развития сюжета. 16 2. Обучить специальным движениям. 3. Учить выстраивать композиции на песке по образцу. Развивающие: 1. Развивать психические процессы (восприятие, внимание, память, логическое мышление). 2. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику. 4. Развивать умение действовать по инструкции. 5. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности. Воспитательные: 1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми. 2. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности. 3. Воспитывать доброту. 4. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации. Занятие 1 «Чувствительные ладошки» Занятие 2 «Знакомство с Песочным Человечком» Занятие 3 «В гостях у Песочной феи» Занятие 4 «Путешествие золотой рыбки» Занятие 5 «Солнечный мальчик» Занятие 6 «Колобок» Занятие 7 «Осень в Песочной стране» Занятие 8 «Волшебный цветок» Занятие 9 «Сказочная страна» Занятие 10 «Городок игрушек» Занятие 11 «Пироги пекла лиса» Занятие 12 «У солнышка в гостях» Занятие 13 «Город веселых музыкантов» Занятие 14 «Путешествие к гномам в горы» Занятие 15 «Приключения Квака» Занятие 16 «Сказка об умном мышонке» 3. Организационный раздел 3.1 Материально-техническое обеспечение. Занятия проводятся в отдельном помещении для дополнительных образовательных услуг либо в музыкальном зале. Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы: 1.Стол с подсветкой, наполненный песком. Песок занимает примерно одну треть объема ящика, он должен быть чистым, просеянным, не крупным, но и не 17 слишком мелким и, желательно, достаточно светлым. Важно, чтобы он был приятен на ощупь. 2. Технические устройства - Фотоаппарат, компьютер, магнитофон для проведения релаксационных упражнений, а также для создания фона во время игр. 3. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов. Для песочной терапии необходимо подобрать предметы различной тематики: - Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства, фантастические существа, персонажи сказок, легенд, мифов, боги и богини разных народов, колдуны, ведьмы и пр. - Животные (наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, так и домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны, фантастические животные (единорог, грифон, пегас и т.п.) - Дома, другие жилища, мебель, мосты, лестница., заборы, ворота, здания, имеющие специальное предназначение (вокзалы, больницы, школы и т.п.), храмы различных религий. - Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда. - Деревья, кусты, цветы и другие растения. - Природный материал: камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев, ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки, засушенные цветы. -Небесные объекты (солнце, луна, звезды, радуга и пр.) - Транспортные средства (наземные, водные, воздушные) - Разноцветные стеклянные и хрустальные шарики и многое другое. - Монеты, пуговицы, ювелирные изделия, нитки, кусочки кожи, меха. - Миниатюрные музыкальные инструменты. - Ритуальные предметы. - «Мультяшные» персонажи. - Маски. - Зеркала - Ларцы, коробочки. Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги. Психологические условия реализации программы: 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 18 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 7) защита детей от всех форм физического и психического насилия; 8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. 3.2 Методические материалы. Методы и приемы. Методы: Наглядные методы включают в себя: наглядно - слуховые (слушание музыки в аудиозаписи; наглядно - зрительные (дидактический материал); сенсорно - моторные (обследование); тактильно - мышечные (индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение); формы несловесной поддержки (улыбка, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи и т. д.); элементы психогимнастики (релаксация, дыхательные упражнения, тактильные обследования). Словесные методы: объяснение (краткое, четкое, эмоциональное); указания (даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально); вопросы (четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память) Пояснения, уточнения. Практические методы: метод упражнений (связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала); игра (занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции). 19 Методические приемы, используемые на коррекционных занятиях: - создание ситуации безопасности, доверия; - поддержка ребенка в ситуации неудачи; - одобрение поведения, создание ситуации успеха; - поощрение, комплимент; - анализ игровой ситуации; обмен мнениями, рефлексия занятия; - ролевое проигрывание ситуаций; - анализ образцов поведения сказочных героев. Формы реализации: - песочная терапия - способствует самовыражению, дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств; - сказкотерапия - сказки в увлекательной форме доступными словами показывают детям окружающий мир, поступки и судьбы людей, выбирают критерии нравственных ценностей, помогают ребёнку ощутить себя творцом и создателем; - игротерапия - является частью целого комплекса различных воздействий на ребёнка. Создание песочных композиций предполагает различные способы познания: сравнение, но контрасту и подобию (холодный - теплый, гладкий шершавый); исследовательская деятельность: потрогать, надавить, растереть, рассыпать песок, намочить; рассуждение; обобщение и описание. Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, благодаря им развивается связная, образная речь, пополняется словарь эмоций. Сюжетноролевые игры, имеющие место в цикле занятий, снимают барьер в общении у детей, развивают коммуникативные навыки, умение действовать в соответствии с ролью в играх. Немалую роль в занятиях играют сказки - самый любимый жанр детей, особенно сказки с чудесным вымыслом, фантастичностью, динамикой сюжетных действий. Они полны конфликтов, препятствий, драматических ситуаций. Погружение детей в сказку предполагает определённую последовательность обсуждения и обыгрывания событий: 1-й этап: введение в игровую среду; 2-й этап: знакомство с игрой и героями; 3-й этап: возникновение конфликта, трудностей; 4-й этап: выбор помощи; 5-й этап: борьба и победа; 6-й этап: утверждение победы; 7-й этап: выведение из игрового пространства и перспектива дальнейших приключений. 20 Занятия с элементами песочной терапии в сочетании со сказкотерапией вызывают интерес у детей, удивление, создают творческую атмосферу, позволяют раскрыть внутренний мир и переживания, страхи и мечты детей. Занятия проводятся в естественной для детей обстановке, не используются запреты и ограничения. Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и передачи чувств. 3.3 Формы отчетности. Формы отчетности образовательных результатов: 1. Табель учета результатов дополнительной образовательной программы. 2. Отчет о результативности дополнительной образовательной программы на конец года. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: - альбомы, - открытое занятие для родителей в конце учебного года (при отсутствии ограничительных мер). Оценочные материалы: Результативность программы выявляется путем обследования, проводимого 2 раза в год: до начала занятий и после их окончания (проводится в рамках общей программы, не входят дети адаптационных групп). Список литературы. 1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. -Петропавловск, 2010. 2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. 3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005. 4. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. – Волгоград: Учитель, 2021. 5. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. - М.: Книголюб, 2003. 6. Сапожникова О.Б., Петрик Т.А. Педагогическая песочница для развития речи детей 3-5 лет. – М.: Сфера, 2021. 21