Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

ДОП Психология развития

УТВЕРЖДЕНО
Приказом и.о.заведующего МАДОУ
детский сад № 300
№ 1-у от «04» сентября 2023 г.
_________________М.Н.Ушакова

Дополнительная общеобразовательная программа
«Психология развития»
МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 300
Вид программы – общеразвивающий
Направленность – социально-гуманитарная
Вид деятельности – психология
Полная продолжительность реализации программы – 11 месяцев

ПРИНЯТО
Советом педагогов МАДОУ
Протокол № 1 от 31.08.2023

Екатеринбург, 2023

Содержание
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка…………………………………………….………..3
1.2 Принципы и подходы формирования программы……………….…….….3
1.3 Возрастные особенности детей дошкольного возраста…………………...4
1.4 Планируемые результаты освоения детьми программ……………………8

2. Содержательный раздел
2.1. Модуль 1. Программа «Приходи играть!» для детей 1 младшей и 2
младшей группы в возрасте 2-3 и 3-4 года ……………………….…………..11
2.2. Модуль 2. Программа «Сказочная песочница» для детей 2 младшей и
средней группы в возрасте 3-4 года и 4-5 лет …………...…..........................13
2.3. Модуль 3. Программа «Песочная страна» для детей старшей и
подготовительной групп в возрасте 5-6 и 6-7 лет…………………………….16
3. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение………………………………… 17
3.2. Методические материалы……………………………………………..……19
3.3. Формы отчетности ………………………………………………...………..21
Список литературы ……………………………………………………………...21

2

1.1 Пояснительная записка
Пояснительная записка является общей к комплексу психологических
программ для детей от 2 до 7 лет и имеет коррекционно-развивающую
направленность в рамках дополнительного образования детей и предлагается к
использованию педагогам-психологам, в целях дополнительного развития
детей в различных сферах: познавательной, эмоциональной, мотивационной,
волевой, поведенческой. Также программа оказывает коррекционное действие
для детей с высокой тревожностью, имеющих трудности в социальной
адаптации, имеющих различные страхи.
Данная программа позволяет не только откорректировать какую-либо
сферу развития ребенка или проблему, но и подготовить ребенка к обучению в
школе.
Актуальность программ определяется увеличением количества детей,
нуждающихся в дополнительном психологическом сопровождении.
Особенности организации образовательного процесса - кружок,
состоящий из детей одной группы (дети одного возраста, состав группы
постоянный).
Программа предусмотрена для детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет.
Объем и срок освоения программы:
Продолжительность программы различна, указана в каждом модуле
(подпрограмме) и зависит от возраста ребенка, особенностей его
психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей.
Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в
зависимости от воображения и творческого замысла детей.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия регламентируется возрастом ребенка,
СанПиН
2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 28.09.2020 г. № 28 (зарегистрировано министерство юстиции РФ 18.12.2020
г., регистрационный № 61573).
1.2. Принципы и подходы формирования программы
Формирование программы осуществлялось с учетом методологических
подходов:
деятельностный
подход
(А.Н.Леонтьев,
Д.Б.Эльконин,
А.В.Запорожец, В.В.Давыдов), рассматривающий деятельность наравне с
обучением как движущую силу психического развития. В каждом возрасте
3

существует своя ведущая деятельность, внутри которой возникают новые
виды деятельности, развиваются психические процессы и возникают
личностные новообразования;
- личностный подход (А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л.
Рубинштейн и др.) признание личности высшей социальной ценностью;
отношение к воспитаннику как субъекту воспитания. Личностный подход базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во
взаимодействии с каждым ребёнком и коллективом.
- культурно-исторический подход (Л.С.Выготский) рассматривающий
формирование психики в онтогенезе как феномен культурного
происхождения.
Содержание программы основывается на следующих принципах:
- поддержка разнообразия детства;
- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в
общем развитии человека (этот принцип подразумевает полноценное
проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития);
- позитивная социализация ребенка;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых (т.е. признание
ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
1.3. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Возраст 2 -3 года.
Ранний возраст — чрезвычайно важный и ответственный период
психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только
начинается: речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о
себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее
важные и фундаментальные человеческие качества: познавательная
активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим
людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая
позиция и многое другое. Причем все эти качества не возникают сами по
себе, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих
возрасту форм деятельности.
Этот период наиболее значим для последующего развития человека,
поэтому очень важно вовремя выявить и развить в ребенке его безграничные
потенциальные возможности. На взрослых (родителях и педагогах) лежит
огромная ответственность за это маленькое существо, которое должно стать
человеком с хорошим физическим и психическим здоровьем, гармонично
развитой личностью.
Развивая ребенка сегодня, мы заботимся о его завтрашнем дне.
Доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на
малыша в этом возрасте может привести к необратимым последствиям, а
4

вовремя начатая активная работа по стимуляции развития ребенка является
профилактической и в дальнейшем помогает предотвратить дезадаптацию.
Дошкольный возраст является периодом сенситивного формирования
психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве.
По всем направлениям психического развития возникают новообразования
различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и
структурными особенностями. Они возникают благодаря, во-первых,
развитию речи позволяя и регулируя общение и взаимодействие со
взрослыми и сверстниками, во-вторых, различным формам познания и
включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные,
бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических
функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как
личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты
общения, познания и деятельности и их основные компоненты —
способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие
и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на
психофизиологическом
уровне,
в
познавательных
функциях
и
психомоторике.
Формируются новые уровни психических функций,
которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку
адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни. Включение
ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и
общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы
труда происходит при участии значимых взрослых, которые организуют,
контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в
роли источника многообразной информации. Взрослые, родители,
воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического
развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы
жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие
психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее
различных формах создает психологическую готовность к последующему —
школьному — периоду развития.
Возрастные особенности развития детей 3 – 4 лет.
Социально-эмоциональное развитие: Любит давать игрушки и брать
их у других. Нравится общаться с детьми и взрослыми, развиваются навыки
совместной игры. Любит помогать взрослым.
Общая моторика, моторика рук: Бросает мяч через голову, хватает
катящийся мяч. Спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту и
другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10
секунд. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш
пальцами. Собирает и строит по образцу из 9 кубиков.
Зрительно-моторная координация: Обводит по контурам, копирует
крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника.
5

Восприятие и предметно-игровая деятельность: Разбирает и
складывает шестисоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем
целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию.
Складывает разрезную картинку из 2 – 3 частей путем проб.
Речевое развитие: Интенсивное развитие речи. Определяет цвет,
форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Знает назначение
основных предметов. Понимает степени сравнений (самый близкий, самый
большой). Определяет пол людей по роли в семье (он – папа, она – мама).
Понимает время, использует прошедшее и настоящее время. Считает до пяти.
Понимание речи: Понимает названия цветов: «Дай красный мяч».
Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию
(«Дай мне красный кубик и голубой шар»).
Возрастные особенности развития детей 4 – 5 лет.
Восприятие и предметно-игровая деятельность: Разбирает и
складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем
примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом
величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную
картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения.
Память: Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий;
по просьбе взрослого запоминает до 5 слов.
Внимание: Занимается интересной деятельностью в течение 15-20
минут.
Речь: Использует обобщающие слова; называет животных и их
детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые
сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения.
Математика: Использует в речи слова много и один, называет круг,
треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в
окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток.
Различает правую и левую руку.
Развитие, моторика рук, графические навыки: Рисует прямые
горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы.
Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша),
человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает
бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет
предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной
и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя
руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки.
Возрастные особенности развития детей 5 – 6 лет.
Общая моторика: Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку,
прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носочках. Катается
на двухколесном велосипеде, на коньках.
6

Зрительно-моторная координация: Аккуратно вырезает картинки.
Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет
молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу.
Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры.
Речевое развитие: Использует в речи синонимы, антонимы; слова,
обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный,
деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы
алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в
словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова).
Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог,
слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие
согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает
небольшие рассказы.
Математические представления: Пишет цифры от 0 до 10, соотносит
цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать равенство.
Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать
предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и
наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры.
Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на
листе бумаги. Называет дни недели, последовательность частей суток,
времен года. Дает им описание.
Психическое развитие: Особенности памяти: Покажите ребенку по
очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме
ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол,
тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка.
Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5
слов. Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.
Возрастные особенности развития детей 6 – 7 лет.
Математические представления: Определяет время по часам.
Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года,
месяцы. Умеет писать числа от 0 до 10, решает примеры.
Память: Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5
8 3 9 1 2 2 0). Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр.
Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол,
весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он
запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не
менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час
забывает не более 2 слов.
Мышление: Умеет классифицировать предметы, называть сходства и
различия между предметами и явлениями, составляет рассказ по картинке,
составляет логические цепочки.
Речевое развитие: Самостоятельно читает текст и передает его
содержание. Умеет записывать простые слова.
7

Представления об окружающем мире: Хорошо, если ребенок имеет
представления о природе – о диких и домашних животных, хищных и
травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и
деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях
природы. Также необходим запас географических знаний – о городах и
странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен
с профессиями людей, видами спорта. Иногда родители думают, что если
ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему
обеспечен. Однако не менее важно, чтобы у него были развиты такие
познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение,
мелкая моторика.
Играя, ребенок учится различным приемам зрительного, слухового и
осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества
предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим
словом. Так возникают сенсорные эталоны, т.е. общепринятые представления
о внешних качествах предметов. Развитие сенсорики является чувственной
основой для всех способностей ребенка (познавательных, эстетических,
творческих и пр.), для полноценного восприятия действительности.
Ребенок, переступающий порог школы, должен быть зрелым в
физиологическом отношении, он должен достичь определенного уровня
умственного и развития. В этом залог его будущей школьной успеваемости.
Поэтому правильным приемам, обеспечивающих развитие познавательных
процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания.
Развитие интеллектуальной сферы дошкольника благотворно сказывается на
его мотивации учения.
1.4 Планируемые результаты освоения детьми программ.
Планируемые результаты освоения программы (первая младшая
группа).
Социально-нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка:
- интересуется окружающими предметами и активно действует с
ними;
- эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими
предметами;
- стремится проявлять самостоятельность в игровом поведении;
- понимает речь взрослых;
- стремится к общению со взрослыми, подражает им в движениях и
действиях;
- появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия
взрослого;
8

-проявляется интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию
картинок.
Планируемые результаты освоения программы (вторая младшая
группа).
Социально-нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка:
- интересуется окружающими предметами и активно действует с
ними;
- эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими
предметами;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные
действия, знает назначение бытовых предметов (ложка, расческа, карандаш,
зеркало...);
- стремится проявлять самостоятельность в игровом поведении;
- понимает речь взрослых;
- знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми, подражает им в движениях и
действиях;
- появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия
взрослого;
-проявляется интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию
картинок.
Планируемые результаты освоения программы (средняя группа).
Социально-нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка:
- интересуется окружающими предметами и активно действует с
ними;
- эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими
предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата
своих действий;
- использует специфические, культурно фиксированные предметные
действия, знает назначение бытовых предметов (ложка, расческа, карандаш,
зеркало...), умеет хорошо пользоваться ими;
- проявляет самостоятельность и инициативу в игре, познавательноисследовательской деятельности;
- владеет активной речью, включенной в общение, понимает речь
взрослых;
- может обращаться с вопросами и просьбами к взрослым и
сверстникам;
- знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению со взрослыми, активно подражает им в
движениях и действиях;
9

- появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия
взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и
подражает им; - проявляет интерес к чувствам других, сопереживает,
адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
- проявляется интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию
картинок, эмоционально откликается на различные произведения культуры и
искусства;
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном
мире;
- проявляет любознательность, пытается самостоятельно придумать
объяснения поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать.
Планируемые результаты освоения программы (старшие группы).
Социально-нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка:
- овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности; обладает установкой положительного отношения к миру,
другим людям, самому себе,
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в
совместных играх;
- способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в
том числе чувство веры в себя, старается самостоятельно разрешать
конфликты;
- умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания;
- может обращаться с вопросами и просьбами к взрослым и
сверстникам;
- знает названия окружающих предметов и игрушек;
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном
мире, в котором он живет;
- проявляет любознательность, пытается самостоятельно придумать
объяснения поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать.
Планируемые результаты освоения программы (подготовительные к
школе группы).
Социально-нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка:
- овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
10

- способен выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности;
- обладает установкой положительного отношения к миру, другим
людям, самому себе, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
участвует в совместных играх;
- способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в
том числе чувство веры в себя, старается самостоятельно разрешать
конфликты;
- умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- обладает развитым воображением, которое реализуется в разных
видах деятельности;
- хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств
желаний;
- может выделять звуки в словах, у ребенка складываются
предпосылки грамотности;
- развита мелкая и крупная моторика;
- ребенок способен к волевым усилиям;
- может обращаться с вопросами и просьбами к взрослым и
сверстникам;
- знает названия окружающих предметов и игрушек;
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном
мире, в котором он живет;
- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои
знания и умения в различных видах деятельности;
- проявляет любознательность, пытается самостоятельно придумать
объяснения поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать.
2. Содержательный раздел
2.1. Модуль 1.
Программа «Приходи играть!» для детей в возрасте 2-4 года.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети
переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего и
младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в
новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии
могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа
психофизического развития. Психологу необходимо помочь детям преодолеть
стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении. Дети
раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро
заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями
взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в
основу построения цикла занятий.
11

Диагностическое обследование
перед проведением коррекционноразвивающих занятий не предусмотрено, так как оно проводится в рамках
основной программы психолого-педагогического сопровождения детей, и
направлено на выявление уровня развития познавательных процессов у детей
раннего возраста. В ходе обследования выявляются:
- понимание речи;
- общая осведомленность;
- сенсорное развитие (умение различать цвета, величину, форму);
- умение группировать предметы;
- развитие мелкой моторики.
Диагностика проводится психологом индивидуально в спокойной
доброжелательной обстановке. Следует обратить внимание на настроение
ребенка, например, оно может быть.
- бодрым — ребенок положительно реагирует на окружающее, реакции
эмоционально окрашены, улыбается, смеется, охотно идет на контакт;
- спокойным — ребенок положительно реагирует на окружающее, реакции
менее эмоционально окрашены, идет на контакт,
- возбужденным, с элементами раздражительности, —у ребенка имеют место
аффективные вспышки возбуждения, могут наблюдаться озлобленность, крик;
- подавленным — ребенок вял, бездеятелен, пассивен, замкнут, грустен,
может плакать.
Если ребенок находится в возбужденном или подавленном состоянии, то
проведение обследования следует перенести. Обследование проводится в
игровой форме.
В структуру диагностического обследования входят 8 субтестов,
направленных на выявление уровня понимания речи, сенсорного развития,
общей осведомленности, умения группировать предметы, развития мелкой
моторики. Чтобы процедура диагностики не была для ребенка утомительной, для
обследования используется сказка «Девочка Маша и ее друзья», в содержание
которой включены субтесты.
Все задания включены в содержание сказки. В начале процедуры
диагностического обследования психолог говорит ребенку: «Сейчас я буду
рассказывать тебе сказку, и мы будем играть».
Результаты выполнения заданий, и информация об особенностях работы
вносятся в «Диагностическую карту».
По результатам диагностики возможно проведение подгрупповых и
индивидуальных занятий по выявленной проблеме, с составлением комплекса
коррекционно-развивающих игр.
Структура и форма занятий.
Занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий
всей группы: дети дружно шагают, хлопают ладошками по мячу, делают
пальчиковую гимнастику, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и
словами
стихотворения.
Эти
упражнения
создают
положительный
12

эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей,
помогают настроиться на совместную групповую работу.
В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям
возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно
взаимодействовать со сверстниками.
Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и
упражнениями. В ходе практической работы было замечено, что от быстрой
смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к
занятию. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены
сказочно-игровым сюжетом.
Каждое занятие проводится в 2–3 этапа. Комплектование и количество
модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются
психологом. Он может сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей,
изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т.п.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое из занятий повторяется по 2 раза
(возможна несущественная замена некоторых элементов занятия), чтобы дети
запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того, дети раннего
возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими
легче. Они выполняют их с большим интересом и радостью.
Занятие № 1, 1 а «Божия коровка»
Занятие № 2, 2 а «Листопад»
Занятие № 3, 3 а «Мячик»
Занятие № 4, 4 а «Прогулка в осенний лес»
Занятие № 5, 5 а «Веселый Петрушка»
Занятие № 6, 6 а «Новый год»
Занятие № 7, 7 а «Мячики»
Занятие № 8, 8 а «Зайка»
Занятие № 9, 9 а «Мыльные пузыри»
Занятие № 10, 10 а «Музыканты»
Занятие № 11, 11 а «Мамин день»
Занятие № 12, 12 а «Мишка»
Занятие № 13, 13 а «Непослушные мышата»
Занятие № 14, 14 а «Колобок»
Занятие № 15, 15 а «Котята»
2.2. Модуль 2.
Программа «Сказочная песочница» для детей 2 младшей
и средней групп в возрасте 3-4 года и 4-5 лет
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма
деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания,
страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая
взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину
собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. Как
известно, дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры
13

насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью.
Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения
эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических
состояний. Песок снимает стресс, снижает уровень нервнопсихического
напряжения,
поднимает
настроение,
способствует
возникновению
положительных эмоций. С помощью игр с песком у детей можно развивать и
интеллектуальные
способности,
и
тактильно-кинестетическую
чувствительность, и мелкую моторику.
Отличительные особенности программы – создание песочных композиций
не требует особых умений что особенно важно для тревожных детей и детей с
низкой самооценкой. Песочная терапия не ограничена словами. Один образ
выразит больше, чем сотня слов.
Песочная терапия полезна, если у ребенка:
- плохой сон, ночные кошмары;
- плохо развита мелкая моторика;
- истерики, непослушание, капризы;
- застенчивость, неуверенность в себе;
- агрессия, тревожность;
- нет взаимопонимания с родителями;
- расстройства невротического характера;
- частая плаксивость (без повода);
- ребенок пережил сильный стресс.
Цели программы:
1. Совершенствование умений и навыков практического общения.
2. Снижение уровня тревожности.
3. Развитие фантазии и образного мышления.
4. Способствование проявлению эмпатии.
5.Снижение психоэмоционального напряжения.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом
развития сюжета.
2. Обучить специальным движениям.
3. Учить выстраивать композиции на песке по образцу.
Развивающие:
1. Развивать психические процессы (восприятие, внимание, память,
логическое мышление).
2. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
3. Развивать умение действовать по инструкции.
4. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно
тактильно-кинестетической чувствительности.
Воспитательные:
1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр
и совместной деятельности с другими детьми.
14

2. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации
групповой деятельности.
3. Воспитывать доброту.
4. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.
Структура и форма занятий.
Все занятия имеют общую структуру, наполняемую разным содержанием в
зависимости от темы занятия.
Часть 1. Вводная.
Цель – настраиваю детей на совместную работу, устанавливаю
эмоциональный контакт между детьми. Основные процедуры – ритуал
приветствия, игры – разминки.
Часть 2. Основная.
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее
входят упражнения и игры, направленные на развитие эмоциональноличностной и познавательной сфер ребенка.
Основные процедуры: песочная терапия, сказкатерапия, игры и
упражнения на развитие мышления, внимания, памяти, игры на развитие
навыков общения, рисование, творческие работы.
Часть 3. Завершающая.
Основные цели: подводится итог занятия, создание у каждого участника
чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от
работы на занятии, беседуя о том, что было на занятии.
Форма организации образовательного процесса - игровая. Структура
занятий такова, что при пропуске ребенку не придется «догонять» свою группу
по усвоению материала. Занятия длительностью 20 – 30 минут проводятся 1 раз
в неделю. Возможно повторение занятий, с небольшой вариацией игр и
упражнений (определяется психологом по мере усвоение материала).
Условия проведения занятий с песком: у детей не должно быть порезов на
руках, кожных заболеваний!
Противопоказания к использованию метода песочной терапии:
 синдром дефицита внимания с гиперактивностью;
 склонность к лёгочным и аллергическим заболеваниям;
 нарушения кожного покрова (травмы и порезы).
План занятий:
Занятие 1 «Чувствительные ладошки», ознакомительное
Занятие 2 «Теремок»
Занятие 3 «Заюшкина избушка»
Занятие 4 «Зоопарк»
Занятие 5 «Посуда»
Занятие 6 «Сказка про Улитку»
Занятие 7 «Волшебный огород»
Занятие 8 «Сказка о том, как Оля подружилась с овощами»
Занятие 9 «Шла коза рогатая».
15

2.3. Модуль 3.
Программа «Песочная страна» для детей старшей
и подготовительной групп.
У детей старшего дошкольного возраста уже сформирована достаточно
высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений.
Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать
собственные решения на основе, имеющихся у ребенка знаний, умений и
навыков. У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе,
уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и
самостоятельность в решении бытовых задач, при организации совместных игр
использует договор, умеет учитывать интересы других и в некоторой степени
сдерживать свои эмоциональные порывы. Развитие произвольности и волевого
начала проявляется в умении следовать инструкции взрослого и придерживаться
игровых правил. Ребенок стремится качественно выполнить какое-либо задание,
сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось. Он активно
интересуется познавательной литературой, символическими изображениями,
графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно. Детям
старшего возраста cвойственно преобладание общественно значимых мотивов
над личностными. Происходит постепенное разрешение противоречия между
эгоцентризмом и коллективистской направленностью личности в пользу
децентрации. В процессе усвоения нравственных норм и правил формируется
активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.
Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста достаточно адекватна,
более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно
оценивает результаты деятельности, чем поведение. Ребенок ещё испытывает
затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в
выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе
усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач. У
старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей
степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю
деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки,
стихи). Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к
учению.
Цели программы:
1. Совершенствование умений и навыков практического общения.
2. Снижение уровня тревожности.
3. Развитие фантазии и образного мышления.
4. Способствование проявлению эмпатии.
5.Снижение психоэмоционального напряжения.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить детей последовательно и точно передавать увиденное, с учетом
развития сюжета.
16

2. Обучить специальным движениям.
3. Учить выстраивать композиции на песке по образцу.
Развивающие:
1. Развивать психические процессы (восприятие, внимание, память,
логическое мышление).
2. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
4. Развивать умение действовать по инструкции.
5. Стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно
тактильно-кинестетической чувствительности.
Воспитательные:
1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и
совместной деятельности с другими детьми.
2. Воспитать внимательное отношение к коллективу при организации
групповой деятельности.
3. Воспитывать доброту.
4. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.
Занятие 1 «Чувствительные ладошки»
Занятие 2 «Знакомство с Песочным Человечком»
Занятие 3 «В гостях у Песочной феи»
Занятие 4 «Путешествие золотой рыбки»
Занятие 5 «Солнечный мальчик»
Занятие 6 «Колобок»
Занятие 7 «Осень в Песочной стране»
Занятие 8 «Волшебный цветок»
Занятие 9 «Сказочная страна»
Занятие 10 «Городок игрушек»
Занятие 11 «Пироги пекла лиса»
Занятие 12 «У солнышка в гостях»
Занятие 13 «Город веселых музыкантов»
Занятие 14 «Путешествие к гномам в горы»
Занятие 15 «Приключения Квака»
Занятие 16 «Сказка об умном мышонке»

3. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение.
Занятия проводятся в отдельном помещении для дополнительных
образовательных услуг либо в музыкальном зале. Перечень оборудования,
инструментов и материалов, необходимых для реализации программы:
1.Стол с подсветкой, наполненный песком. Песок занимает примерно одну
треть объема ящика, он должен быть чистым, просеянным, не крупным, но и не
17

слишком мелким и, желательно, достаточно светлым. Важно, чтобы он был
приятен на ощупь.
2. Технические устройства - Фотоаппарат, компьютер, магнитофон для
проведения релаксационных упражнений, а также для создания фона во время
игр.
3. Коллекция миниатюрных фигурок и предметов. Для песочной терапии
необходимо подобрать предметы различной тематики:
- Фигурки людей разного пола и возраста, представителей различных
исторических эпох, разнообразных профессий. Кукольные семейства,
фантастические существа, персонажи сказок, легенд, мифов, боги и богини
разных народов, колдуны, ведьмы и пр.
- Животные (наземные, летающие, водные обитатели) как дикие, так и
домашние, а также вымершие и доисторические представители фауны,
фантастические животные (единорог, грифон, пегас и т.п.)
- Дома, другие жилища, мебель, мосты, лестница., заборы, ворота, здания,
имеющие специальное предназначение (вокзалы, больницы, школы и т.п.),
храмы различных религий.
- Продукты питания, домашняя утварь, орудия труда.
- Деревья, кусты, цветы и другие растения.
- Природный материал: камешки, мох, кора деревьев, плоды деревьев,
ракушки, кораллы, перышки, сухие ветки, засушенные цветы.
-Небесные объекты (солнце, луна, звезды, радуга и пр.)
- Транспортные средства (наземные, водные, воздушные)
- Разноцветные стеклянные и хрустальные шарики и многое другое.
- Монеты, пуговицы, ювелирные изделия, нитки, кусочки кожи, меха.
- Миниатюрные музыкальные инструменты.
- Ритуальные предметы.
- «Мультяшные» персонажи.
- Маски.
- Зеркала
- Ларцы, коробочки.
Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образов, их можно
вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.
Психологические условия реализации программы:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование
и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы
с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
(недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного
замедления развития детей);

18

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого
ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения
детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для
них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность.
3.2 Методические материалы.
Методы и приемы.
Методы:
Наглядные методы включают в себя:
 наглядно - слуховые (слушание музыки в аудиозаписи;
 наглядно - зрительные (дидактический материал);
 сенсорно - моторные (обследование);
 тактильно - мышечные (индивидуальная помощь, помощь других детей,
совместное выполнение, подражательное выполнение);
 формы несловесной поддержки (улыбка, подбадривающее пожатие
руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове,
подмигивание, обнимание за плечи и т. д.);
 элементы психогимнастики (релаксация, дыхательные упражнения,
тактильные обследования).
Словесные методы:
 объяснение (краткое, четкое, эмоциональное);
 указания (даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены
как ко всем детям, так и индивидуально);
 вопросы (четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он
активизирует внимание, развивает мышление и память)
 Пояснения, уточнения.
Практические методы:
 метод упражнений (связан с многократным выполнением практических
действий; выбором дидактического материала);
 игра (занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и
активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в
деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные
эмоции).
19

Методические приемы, используемые на коррекционных занятиях:
- создание ситуации безопасности, доверия;
- поддержка ребенка в ситуации неудачи;
- одобрение поведения, создание ситуации успеха;
- поощрение, комплимент;
- анализ игровой ситуации; обмен мнениями, рефлексия занятия;
- ролевое проигрывание ситуаций;
- анализ образцов поведения сказочных героев.
Формы реализации:
- песочная терапия - способствует самовыражению, дает средства для
разрешения конфликтов и передачи чувств;
- сказкотерапия - сказки в увлекательной форме доступными словами
показывают детям окружающий мир, поступки и судьбы людей, выбирают
критерии нравственных ценностей, помогают ребёнку ощутить себя творцом и
создателем;
- игротерапия - является частью целого комплекса различных воздействий
на ребёнка.
Создание песочных композиций
предполагает различные способы
познания:
 сравнение, но контрасту и подобию (холодный - теплый, гладкий шершавый);
 исследовательская деятельность: потрогать, надавить, растереть,
рассыпать песок, намочить;
 рассуждение;
 обобщение и описание.
Игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние, благодаря им
развивается связная, образная речь, пополняется словарь эмоций. Сюжетноролевые игры, имеющие место в цикле занятий, снимают барьер в общении у
детей, развивают коммуникативные навыки, умение действовать в соответствии
с ролью в играх. Немалую роль в занятиях играют сказки - самый любимый жанр
детей, особенно сказки с чудесным вымыслом, фантастичностью, динамикой
сюжетных действий. Они полны конфликтов, препятствий, драматических
ситуаций.
Погружение
детей
в
сказку
предполагает
определённую
последовательность обсуждения и обыгрывания событий:
 1-й этап: введение в игровую среду;
 2-й этап: знакомство с игрой и героями;
 3-й этап: возникновение конфликта, трудностей;
 4-й этап: выбор помощи;
 5-й этап: борьба и победа;
 6-й этап: утверждение победы;
 7-й этап: выведение из игрового пространства и перспектива
дальнейших приключений.
20

Занятия с элементами песочной терапии в сочетании со сказкотерапией
вызывают интерес у детей, удивление, создают творческую атмосферу,
позволяют раскрыть внутренний мир и переживания, страхи и мечты детей.
Занятия проводятся в естественной для детей обстановке, не используются
запреты и ограничения. Игра в песке дает средства для разрешения конфликтов и
передачи чувств.
3.3 Формы отчетности.
Формы отчетности образовательных результатов:
1. Табель учета результатов дополнительной образовательной программы.
2. Отчет о результативности дополнительной образовательной программы
на конец года.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- альбомы,
- открытое занятие для родителей в конце учебного года (при отсутствии
ограничительных мер).
Оценочные материалы: Результативность программы выявляется путем
обследования, проводимого 2 раза в год: до начала занятий и после их окончания
(проводится в рамках общей программы, не входят дети адаптационных групп).
Список литературы.
1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. -Петропавловск, 2010.
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная
игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
3. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. «Чудеса на песке: Практикум
по песочной терапии». СПб.: Речь, 2005.
4. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. –
Волгоград: Учитель, 2021.
5. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации
к дошкольному учреждению. - М.: Книголюб, 2003.
6. Сапожникова О.Б., Петрик Т.А. Педагогическая песочница для развития
речи детей 3-5 лет. – М.: Сфера, 2021.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 08.06.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(343)256-47-17, +7(343)256-43-03

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».