УТВЕРЖДЕНО Приказом и.о.заведующего МАДОУ детский сад № 300 № 1-у от «04» сентября 2023 г. _______________________М.Н.Ушакова Дополнительная общеобразовательная программа «Фиолетовый лес» МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 300 Вид программы – общеразвивающий Направленность – социально-гуманитарная Вид деятельности – психология Полная продолжительность реализации программы – 9 месяцев ПРИНЯТО Советом педагогов МАДОУ Протокол № 1 от 31.08.2023 г. Екатеринбург, 2023 Содержание 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка…………………………………………….………..3 1.2 Принципы и подходы формирования программы……………….…….….4 1.3 Возрастные особенности детей дошкольного возраста…………………...5 1.4 Планируемые результаты освоения детьми программ……………………9 2. Содержательный раздел 2.1. Структура и форма занятий ……………………….……………………...10 3. Организационный раздел 3.1 Материально-техническое обеспечение………………………………… 11 3.2. Методические материалы ……………….……………………..…………12 3.3. Форма отчетности …………………………………………………………13 Список литературы …………………………………………………………….13 2 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Программа «Фиолетовый лес» относится к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, имеет социальнопедагогическую направленность и предусматривает развитие познавательнотворческих способностей детей 2-7 лет в игровой деятельности. Программа предназначена для детей дошкольного возраста, рассчитана на один год обучения и представлена в виде совместной игровой деятельности детей и взрослых. В игровом общении детей друг с другом и с взрослым развивается коммуникативная культура, создается ощущение свободы и комфорта. Образовательное содержание программы «Фиолетовый лес» выстроено по принципу усложнения, постепенного и постоянного. Представления, умения, которые получают дети, опираются на раннее приобретенные умения. Содержание выстроено на достаточно высоком уровне трудности. Это помогает эффективно развивать познавательные способности детей, ведь, как отмечают психологи отсутствие перед ребенком препятствий, которые надо преодолевать, делают его развитие слабым и вялым. При реализации данной программы происходит постоянное использование сказочных сюжетов и сказочной среды, завуалированность задач и заданий делает обучение опосредованным, придает игровую форму взаимодействию детей и взрослых, реализует игровую мотивацию. Все это создает эмоционально-положительный фон, вызывает ощущения радости и переживание удовлетворения от деятельности. В результате ребенок эффективно развивается в соответствии с принципом «не навреди». Цель программы «Сказки Фиолетового леса»: развитие познавательнотворческих и сенсомоторных способностей детей, становление речемыслительной функции. Задачи программы: - Развивать познавательные и психические процессы детей (восприятие, внимание, память, мышление и воображение). - Развивать эмоциональную сферу детей дошкольного возраста. - Поощрять у детей проявление самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности. - Создавать условия для становления у детей элементов коммуникативной культуры: Формировать положительное взаимоотношение друг к другу и принятие каждого ребенка, а также умения слушать и договариваться между собой в процессе решения задач - Создавать благоприятную атмосферу взаимодействия в группе. 3 Особенности организации образовательного процесса - кружок, состоящий из детей одной группы (дети одного возраста, состав группы постоянный). Программа предусмотрена для детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Объем и срок освоения программы: Продолжительность программы – 1 учебный год, 1 занятие в неделю, что составляет 36 часов. Продолжительность занятия различна, зависит от возраста ребенка, особенностей его психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей. Темы творческой деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и замысла детей. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия регламентируется возрастом ребенка, СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 (зарегистрировано министерство юстиции РФ 18.12.2020 г., регистрационный № 61573). 1.2. Принципы и подходы формирования программы Принципы построения программы. Данная рабочая программа имеет в своей основе следующие принципы: - принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка; - принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса; - принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка; - принцип конкретности и доступности коррекционно-развивающего материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей; - принцип систематичности. Концептуальная основа программы. Программа психолого-педагогической деятельности построена с учетом возрастных особенностей каждого возрастного этапа развития ребенка и основывается на идеях развивающего обучения Д.Б. ЭльконинаВ.В. Давыдова. Рассматривая проблему влияния общения на развитие личности ребенка, в своих исследованиях Л.И. Божович отмечала, что 4 существуют последовательно возникающие новообразования, характеризующие этапы центральной линии онтогенетического развития личности, ее рациональные стороны. Эти новообразования возникают как следствие активного отношения субъекта к окружающей среде и выражаются в неудовлетворительности своим положением, своим образом жизни (кризисы 1 года, 3 лет, 7 лет). Эти отношения субъекта к окружающей среде появляются, развиваются, качественно изменяются в общении. 1.3. Возрастные особенности детей дошкольного возраста Возраст 2 -3 года. Ранний возраст — чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается: речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие качества: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Причем все эти качества не возникают сами по себе, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. Этот период наиболее значим для последующего развития человека, поэтому очень важно вовремя выявить и развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности. На взрослых (родителях и педагогах) лежит огромная ответственность за это маленькое существо, которое должно стать человеком с хорошим физическим и психическим здоровьем, гармонично развитой личностью. Развивая ребенка сегодня, мы заботимся о его завтрашнем дне. Доказано, что недостаток стимулирующего воздействия взрослого на малыша в этом возрасте может привести к необратимым последствиям, а вовремя начатая активная работа по стимуляции развития ребенка является профилактической и в дальнейшем помогает предотвратить дезадаптацию. Дошкольный возраст является периодом сенситивного формирования психики на основе тех предпосылок, которые сложились в раннем детстве. По всем направлениям психического развития возникают новообразования различной степени выраженности, характеризующиеся новыми свойствами и структурными особенностями. Они возникают благодаря, во-первых, развитию речи позволяя и регулируя общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, во-вторых, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые). Наряду с новообразованиями, в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъекты общения, познания и деятельности и их основные 5 компоненты — способности и склонности. Одновременно происходит дальнейшее развитие и социализация ребенка, в наибольшей степени выраженные на психофизиологическом уровне, в познавательных функциях и психомоторике. Формируются новые уровни психических функций, которым становятся присущи новые свойства, позволяющие ребенку адаптироваться к социальным условиям и требованиям жизни. Включение ребенка в социальные формы жизнедеятельности, в процессы познания и общения, в различные виды деятельности, включая игру и начальные формы труда происходит при участии значимых взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребенка, выступают в роли источника многообразной информации. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника, поскольку они включают ребенка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития. Возрастные особенности развития детей 3 – 4 лет. СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Любит давать игрушки и брать их у других. Нравится общаться с детьми и взрослыми, развиваются навыки совместной игры. Любит помогать взрослым. ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК: Бросает мяч через голову, хватает катящийся мяч. Спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту и другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 секунд. Сохраняет равновесие при качании на качелях. Держит карандаш пальцами. Собирает и строит по образцу из 9 кубиков. ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ: Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы, в том числе форму шестигранника. ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Разбирает и складывает шестисоставную матрешку. Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб. Конструирует из кубиков по подражанию. Складывает разрезную картинку из 2 – 3 частей путем проб. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Интенсивное развитие речи. Определяет цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения. Знает назначение основных предметов. Понимает степени сравнений (самый близкий, самый большой). Определяет пол людей по роли в семье (он – папа, она – мама). Понимает время, использует прошедшее и настоящее время. Считает до пяти. ПОНИМАНИЕ РЕЧИ: Понимает названия цветов: «Дай красный мяч». Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию («Дай мне красный кубик и голубой шар»). Возрастные особенности развития детей 4 – 5 лет. 6 ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Разбирает и складывает трехсоставную и четырехсоставную матрешку путем примеривания или зрительного соотнесения. Собирает пирамидку с учетом величины колец путем зрительного соотнесения. Складывает разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения. ПАМЯТЬ: Выполняет поручение в виде 2-3 последовательных действий; по просьбе взрослого запоминает до 5 слов. ВНИМАНИЕ: Занимается интересной деятельностью в течение 15-20 минут. РЕЧЬ: Использует обобщающие слова; называет животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывает знакомые сказки с помощью взрослых, читает наизусть короткие стихотворения. МАТЕМАТИКА: Использует в речи слова много и один, называет круг, треугольник, квадрат, шар, куб. Умеет видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Правильно называет времена года, части суток. Различает правую и левую руку. РАЗВИТИЕ, МОТОРИКА РУК, ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ: Рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии, раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой дом (квадрат и крыша), человека (2-3 части тела). Складывает бумагу более чем 1 раз. Нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку. Определяет предметы в мешке на ощупь. Прыгает на одной ноге, попеременно на одной и другой ноге, ходит по бревну. Подбрасывает вверх мяч и ловит его двумя руками. Лепит из пластилина, шнурует ботинки. Возрастные особенности развития детей 5 – 6 лет. ОБЩАЯ МОТОРИКА: Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге, бегает на носочках. Катается на двухколесном велосипеде, на коньках. ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ: Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дополняет недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу. Обводит рисунки по контуру, заштриховывает фигуры. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). К 6 годам знает и умеет писать печатные буквы алфавита. Определяет количество слогов в словах, количество звуков в словах, определяет место звука в слове (начало, середина, конец слова). Определяет ударные слоги, гласные. Понимает значение слов звук, слог, слово. Различает гласные и согласные звуки (буквы), твердые и мягкие согласные. Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: Пишет цифры от 0 до 10, соотносит цифру с количеством предметов. Умеет из неравенства делать 7 равенство. Умеет писать и пользоваться математическими знаками. Умеет раскладывать предметы (10 предметов) от самого большого к самому маленькому и наоборот. Умеет рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры. Выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры. Ориентируется на листе бумаги. Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: Особенности памяти: Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов. Называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии. Возрастные особенности развития детей 6 – 7 лет. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ: Определяет время по часам. Называет цвета радуги. Называет дни недели, части суток, времена года, месяцы. Умеет писать числа от 0 до 10, решает примеры. ПАМЯТЬ: Попросите ребенка запомнить ряд цифр на слух (например, 5 8 3 9 1 2 2 0). Нормой для детей 6-7 лет считается повторение 5-6 цифр. Запоминание 10 слов (например: год, слон, мяч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын). Ребенок прослушивает этот ряд слов и повторяет те, которые он запомнил. После одного предъявления ребенок 6-7 лет должен вспомнить не менее 5 слов из 10, после 3-4 прочтений называет 9-10 слов, через 1 час забывает не более 2 слов. МЫШЛЕНИЕ: Умеет классифицировать предметы, называть сходства и различия между предметами и явлениями, составляет рассказ по картинке, составляет логические цепочки. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Самостоятельно читает текст и передает его содержание. Умеет записывать простые слова. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ: Хорошо, если ребенок имеет представления о природе – о диких и домашних животных, хищных и травоядных, о зимующих и перелетных птицах; о травах, кустарниках и деревьях, о садовых и полевых цветах, о плодах растений; о явлениях природы. Также необходим запас географических знаний – о городах и странах, реках, морях и озерах, о планетах. Ребенок должен быть ознакомлен с профессиями людей, видами спорта. Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако не менее важно, чтобы у него были развиты такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, мелкая моторика. Играя, ребенок учится различным приемам зрительного, слухового и осязательного обследования, помогающим различать и выделять качества 8 предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Так возникают сенсорные эталоны, т.е. общепринятые представления о внешних качествах предметов. Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка (познавательных, эстетических, творческих и пр.), для полноценного восприятия действительности. Ребенок, переступающий порог школы, должен быть зрелым в физиологическом отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и развития. В этом залог его будущей школьной успеваемости. Поэтому правильным приемам, обеспечивающих развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания. Развитие интеллектуальной сферы дошкольника благотворно сказывается на его мотивации учения. 1.4 Планируемые результаты освоения детьми программ. При условии успешной реализации данной программы будет наблюдаться положительная динамика в развитии эмоционально-волевой регуляции, самооценки, расширение кругозора, обогащение репертуара коммуникативных навыков и умений. В результате занятий участники программы смогут успешно адаптироваться к условиям обучения в образовательном учреждении. Ожидаемые результаты: -дети осваивают геометрические фигуры, умеют ориентироваться на плоскости; - развивается умение концентрироваться при выполнении мыслительных операций и доводить начатое дело до конца; - развивается умение анализировать, сравнивать, сопоставлять; -у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение; -укрепляется и развивается мелкая моторика рук. 2. Содержательный раздел Все обучение осуществляется в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности - игре. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, совершенствуется воображение, символическая функция сознания, формируется внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, более понятна и доступна для ребенка дошкольного возраста. В ситуации развивающей игры возникает внутренняя необходимость приобретения новых знаний и способов действий. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его 9 представлений и познавательной деятельности. Развивающие, учебнодидактические игры делают учение интересным занятием для малыша, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Общение со взрослым в игре, окрашенное положительными эмоциями, выполнение интересных заданий, яркое, красочное оформление игр делает пребывание ребенка в дошкольном учреждении радостным. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личностного развития. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. Как правило, игры не оставляют взрослых равнодушными зрителями и дают импульс к творческим проявлениям. Игру существенно дополняет сказка. Она вводит ребенка в «необыденный» мир возможностей и замыслов, заставляет содействовать и сопереживать героям и событиям. Сказки-методики содержат игровое обозначение понятий, дополнительную игровую мотивацию, помогают взрослому организовывать ненавязчивое обучение детей дошкольного возраста в развивающей игре. Структура и форма занятий. Занятие начинается с упражнений, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, хлопают ладошками по мячу, делают пальчиковую гимнастику, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу. В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями. В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятие, объединены сказочно-игровым сюжетом. Каждое занятие проводится в 2–3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются психологом. Он может сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т.п. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Каждое из занятий может повторяться 10 по 2 раза (возможна несущественная замена некоторых элементов занятия), чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. 3. Организационный раздел 3.1 Материально-техническое обеспечение. Занятия проводятся в отдельном помещении для дополнительных образовательных услуг либо в музыкальном зале. Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы: 1. Развивающая игра «Малая развивающая среда. Фиолетовый лес» (Многофункциональная развивающая среда «Фиолетовый лес» позволяет решать любые образовательные задачи, связанные с развитием способностей ребенка. Идеальная для проведения групповых игровых занятий, ковролиновая основа «Фиолетового леса» может быть трансформирована по желанию педагога под нужды конкретного занятия. Поле - основа крепится к стене. Переносные модульные элементы из ковролина для крепления к основе: деревья, елки, озеро, солнышко, птицы, насекомые, листочки, плоды, облака, цветы, следы героя разного цвета. 2. Развивающий комплект «Коврограф «Ларчик» (большой игровой комплекс для использования развивающих пособий Воскобовича. В него входит множество элементов, чтобы проводить занятия с детьми дошкольного возраста и учениками младших классов. Пособия прикрепляются к полю и действия сопровождаются увлекательной сказкой из методики. Во время занятий могут использоваться не только рекомендации производителя, но и собственные сценарии). 3. Технические устройства - Фотоаппарат, компьютер, магнитофон для проведения релаксационных упражнений, а также для создания фона во время игр. 4. Коллекция персонажей. 5. различные дидактические материалы (готовые и сделанные своими руками). Если для занятий не хватит каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги. Психологические условия реализации программы: 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 11 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 7) защита детей от всех форм физического и психического насилия; 8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность. 3.2 Методические материалы. Методы и приемы. Методы: Наглядные методы включают в себя: . наглядно - слуховые (слушание музыки в аудиозаписи); . наглядно - зрительные (дидактический материал); . сенсорно - моторные (обследование); . тактильно - мышечные (индивидуальная помощь, помощь других детей, совместное выполнение, подражательное выполнение); . формы несловесной поддержки (улыбка, подбадривающее пожатие руки, мимоходное прижатие к себе, поглаживание по спине, голове, подмигивание, обнимание за плечи и т. д.); . элементы психогимнастики (релаксация, дыхательные упражнения, тактильные обследования). Словесные методы: . объяснение (краткое, четкое, эмоциональное); . указания (даются очень тихо, не отвлекая внимания других, обращены как ко всем детям, так и индивидуально); . вопросы (четкие, понятные. Этот словесный прием очень важен, он активизирует внимание, развивает мышление и память) . Пояснения, уточнения. Практические методы: . метод упражнений (связан с многократным выполнением практических действий; выбором дидактического материала); . игра (занятия носят игровое содержание, это помогает заинтересовать и активизировать детей, войти в коммуникативный контакт, самореализоваться в деятельности, стабилизировать внутреннее состояние, вызвать положительные эмоции). Методические приемы, используемые на коррекционных занятиях: - создание ситуации безопасности, доверия; - поддержка ребенка в ситуации неудачи; 12 - одобрение поведения, создание ситуации успеха; - поощрение, комплимент; - анализ игровой ситуации; обмен мнениями, рефлексия занятия; - ролевое проигрывание ситуаций; - анализ образцов поведения сказочных героев. 3.3 Формы отчетности. Формы отчетности образовательных результатов: 1. Табель учета результатов дополнительной образовательной программы. 2. Отчет о результативности дополнительной образовательной программы на конец года. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: - альбомы - творческие результаты деятельности детей - фото/видео занятий (по возможности педагога) - субъективные критерии (отзывы самих детей, их родителей и педагогов). Оценочные материалы: Результативность программы выявляется путем обследования, проводимого 2 раза в год: до начала занятий и после их окончания (проводится в рамках общей программы, не входят дети адаптационных групп). Список литературы. 1. Харько Т.Г. методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса» (ранний возраст), Изд.: ДетствоПресс, 2021 г. 2. Харько Т.Г. методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса» (средний дошкольный возраст), Изд.: Детство-Пресс, 2021 г. 3. Харько Т.Г. методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса» (для детей 5-7 лет), Изд.: ДетствоПресс, 2021 г. 4. Харько Т.Г., Воскобович В.В. «Сказочные лабиринты игры» игровая технология интеллектуально-творческого развития детей. Изд.: ООО «РИВ» 2020 г. 5. Воскобович В.В., Вакуленко Л.С. Развивающие игры. СПб.: ТЦ «Сфера», 2015 г. 6. Воскобович В.В., Харько Т.Г., Балацкая Т.И., «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей» С.-П.: ООО РИВ, 2003. 13