Принят на Совете педагогов Утверждаю: Протокол № 1 от 31.08.2023 и.о.заведующего МАДОУ № 300 ______________ М.Н.Ушакова Приказ № 68-ОД от 31.08.2023 УЧЕБНЫЙ ПЛАН МАДОУ детского сада № 300 Екатеринбург, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный план муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 300 (далее – МАДОУ № 300) является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в образовательном учреждении. Нормативной базой для составления учебного плана МАДОУ № 300 являются: - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17. 10. 2013); - СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 (зарегистрировано министерство юстиции РФ 18.12.2020 г., регистрационный № 61573); ‒ федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847). Основными задачами учебного плана являются: - Регулирование объёма образовательной нагрузки в условиях занятий; - Реализация федерального государственного стандарта дошкольного образования в условиях организации образовательной деятельности. МАДОУ № 300 укомплектован детьми в возрасте от 3 до 7 лет, функционирует 4 группы. - 4 группы общеразвивающей направленности для детей в возрасте 3-7 лет; Воспитание и обучение осуществляется на русском языке - государственном языке России. Содержание образовательной деятельности: * примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» / Под ред. Т. И. Бабаевой, А.. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева (Соответствует ФГОСДО, 2014 г.)* соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики; * определяется в соответствии с направлениями развития ребенка (далее – образовательные области): - социально-коммуникативное развитие, - познавательное развитие, - речевое развитие, - художественно-эстетическое развитие, - физическое развитие. * соответствует принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей. Каждая образовательная область включает в себя следующие структурные единицы: 1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: социализация, развитие общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и обществе; самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание; формирование основ безопасности. 2. Образовательная область «Познавательное развитие»: формирование элементарных математических представлений; развитие познавательноисследовательской деятельности; ознакомление с предметным окружением; ознакомление с социальным миром; ознакомление с миром природы 3. Образовательная область «Речевое развитие»: развитие речи; художественная литература. 4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»: приобщение к искусству; изобразительная деятельность; конструктивномодельная деятельность; музыкальная деятельность. 5. Образовательная область «Физическое развитие»: формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; физическая культура Образовательные области Базовый вид деятельности Познавательное развитие Социальнокоммуникативное развитие Речевое развитие Художественноэстетическое развитие Физическое развитие Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Познавательно-исследовательская формирование элементарных математических представлений; развитие познавательно-исследовательской деятельности; ознакомление с предметным окружением; ознакомление с социальным миром; ознакомление с миром природы Игровая, коммуникативная, самообслуживание, элементарный бытовой труд социализация, развитие общения, нравственное воспитание; ребенок в семье и обществе; самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание; формирование основ безопасности Речевая Развитие речи Изобразительная • Рисование • Лепка/Аппликация Музыка Двигательная (физическая культура в помещении) Двигательная (Физическая культура на прогулке) Утренняя гимнастика Комплексы закаливающих процедур Гигиенические процедуры Ситуативные беседы при проведении режимных моментов Чтение художественной литературы Дежурства Прогулка Игра Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках) развития Самостоятельная деятельность детей Образовательная деятельность в каждой возрастной группе не превышает допустимые нормы. В учебном плане предложено распределение основных видов деятельности, которое дает возможность МАДОУ использовать модульный подход. Учебный план позволяет использовать принципы дифференциации и вариативности, а также обеспечивает своевременное познавательное, социальное и личностное развитие ребенка на каждом возрастном этапе его жизни. Решение программных образовательных задач осуществляется в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей, не только в рамках непрерывной непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательноисследовательской, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, трудовой, а также чтения художественной литературы) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. Цель обучения – оказание ребенку помощи в присвоении общечеловеческой культуры, в способах освоения окружающего, в способах создания нового. Обучение опирается не на то, что может ребенок сейчас, а на его потенциальные возможности. При обучении важно различать информацию и знания. Информацию можно передать, а знанием становится информация «знаемая», то есть та, которая стала регулятором деятельности. Объяснение – это не рассказ, так как, объясняя, необходимо учитывать, что знает другой человек, как воспринимает материал. Нельзя объяснять все, необходимо оставлять «белые пятна», которые ребенок заполняет сам. Организация диалогового общения на занятии. Диалог – личностное взаимодействие партнеров, где человек выражает себя. Единицы диалога: вопрос, ожидание ответа, реплика, обобщение высказывания, утверждение. Организация сотрудничества детей в процессе занятий. Отличительными свойствами образовательного процесса являются: -природосообразность, определяющая организацию образования с учетом природы ребенка, его индивидуальных, биологических, физиологических и психологических особенностей; -компетентность, проявляющаяся в соединении охранно-оздоровительных диагностических, образовательно-развивающих стратегий деятельности МАДОУ как условия успешности развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья; -развивающая ориентация образования детей, основанная на единстве процессов обучения и развития, опирающаяся на «зону ближайшего» развития, т.е. на созревающие, а не на уже созревшие функции ребенка; -целостность, предусматривающая обеспечение развития ребенка во взаимосвязи интеллектуального, эмоционального и волевого компонентов; использование всех видов детской деятельности и наличие связей между ними; применение развивающего комплекса взаимосвязанных форм и методов обучения, адекватных содержанию образования; установление необходимых взаимосвязей между процессом обучения и его ресурсным обеспечением; -динамичность, проявляющаяся в обеспечении изменения образования в МАДОУ с учетом требований социального заказа государства, микросоциального заказа семьи, учреждений образования: введение дополнительных образовательных услуг, использование новых программ и технологий, обновление форм организации образовательного процесса. Педагогические технологии, используемые в ДОУ: -личностно-ориентированная технология направлена на гуманное отношение к детям и включает в себя: педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе; оптимистическую веру в ребенка; сотрудничество, мастерство общения; отсутствие прямого принуждения; терпимость к детским недостаткам. И идет от ребенка к развитию его способностей. Поэтому педагоги должны создавать каждому ребенку ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы каждый день, проведенный ребенком в детском саду, приносил ему радость, предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в специфических для дошкольников видах деятельности; - технология обучения в сотрудничестве – направлена на создание основы для коммуникативного взаимодействия, приводит к повышению статуса ребенка в социальных контактах и повышению компетентности ребенка в разных видах детской деятельности и в области отношений с другими людьми; - здоровьесберегающие технологии: ионизация воздуха, ароматерапия, точечный массаж, пальчиковая гимнастика, корригирующая гимнастика, босохождение; - технология проектирования – направлена на обеспечение сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, на реализацию личностноориентированного подхода к образованию; - социо-игровые технологии – направлены на то, что «нужно не учить, а налаживать ситуацию». Налаживать для того, чтобы всем участникам захотелось доверять друг другу, чтобы каждому захотелось доверять и своему собственному опыту. В результате такого налаживания ситуации у обучаемых детей происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки. Социо-игровая технология ведения занятия – это организация занятия как игры-жизни между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них. Различные формы работы с детьми организуются в первую и вторую половину дня. В первой половине дня во II младшей и средней группах планируются не более двух занятий. В группах детей старшего дошкольного возраста занятия во второй половине дня планируются не чаще 1 раза в неделю, преимущественно музыкально-художественного направленности. Согласно СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» продолжительность непосредственно образовательной деятельности для детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, от 4 до 5 лет - не более 20 минут, для детей 5-6 лет – не более 25 минут, для детей 6-7 лет – не более 30 минут. Объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группе не превышает 30 и 40 минут соответственно, в старшей и подготовительной – 45 минут. В середине времени, отведенного на занятия, проводят физкультминутку. Перерывы между занятиями - не менее 10 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия. Чтение художественной литературы организуется ежедневно. Время для чтения определено в распорядке дня. Продолжительность чтения: 1015 минут - младший возраст; 15-20 минут – старший возраст. Домашние задания воспитанникам дошкольной образовательной организации не задают. Занятия по физической деятельности для детей в возрасте от 3 до 7 лет организуется 3 раза в неделю. Длительность занятий по физической деятельности зависит от возраста детей и составляет: в младшей группе -15 мин., в средней группе - 20 мин., в старшей – 25 мин., в подготовительной – 30 мин. Один раз в неделю для детей 5-7 лет круглогодично организуются занятия по физическому развитию детей на открытом воздухе. Их проводят только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. В теплое время при благоприятных метеорологических условиях занятий по физическому развитию организуется на открытом воздухе. Музыкальное развитие осуществляется музыкальным руководителем; физкультурное – инструктором по физической культуре. В МАДОУ № 300 не проводятся занятия с использованием компьютеров. Частично используется показ мультфильмов, детских познавательных передач по телевизору или через мультимедиа проектор. Санитарные требования к просмотру телепередач соблюдаются . В середине учебного года (январь) для детей организуются недельные каникулы. В дни каникул организуется совместная деятельность педагога с детьми эстетического и оздоровительного направления. В летний период организуются подвижные и спортивные игры, праздники, экскурсии и т.д., увеличивается продолжительность прогулок. Учебный план (план занятий) муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 300 II младшая группа количество неделя год Занятия Средняя группа количество неделя год Познавательно исследовательская деятельность (ознакомление с окружающим миром) Познавательно-исследовательская деятельность (ФЭМП) Познавательно-исследовательская деятельность (освоение безопасного поведения) Познавательно-исследовательская деятельность (ознакомление с окружающим миром/чтение художественной литературы) Коммуникативная деятельность (развитие речи) Подготовка к обучению грамоте/ Чтение художественной литературы Изобразительная (лепка/аппликация) 1 38 1 38 1 38 1 38 1 38 1 38 деятельность 1 38 1 38 Изобразительная деятельность (рисование) Музыкальная деятельность Двигательная деятельность 1 38 1 38 2 3 76 114 2 3 76 114 Всего: 10 380 10 380 Объём образовательной нагрузки: 2ч. 30 мин. 3ч. 20 мин. Старшая группа количество неделя год 1 38 1 38 Подготовительная группа количество неделя год 1 38 2 76 2 76 1 38 2 76 1 38 1 38 1 38 1 38 1 38 1 38 2 3 76 114 2 3 76 114 11 418 15 570 4ч. 35 мин. 7 ч. 30 мин. - в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17. 10. 2013); СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 (зарегистрировано министерство юстиции РФ 18.12.2020 г., регистрационный № 61573) - примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» / Под ред. Т. И. Бабаевой, А.. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева (Соответствует ФГОСДО, 2014) Понедельник Расписание занятий МАДОУ детского сада № 300 на 2023-2024 учебный год Вторая младшая группа №1 Средняя группа №2 Старшая группа № 3 Коммуникативная деятельность Двигательная деятельность в Коммуникативная деятельность (развитие речи) помещении (развитие речи) 9.00 - 9.15 (инструктор по физ. культуре) 9.00 - 9.25 9.00 – 9.20 Двигательная деятельность в помещении 9.30-9.45 (инструктор по физ. культуре) Перерыв между занятиями - не менее 10 минут Познавательно-исследовательская Двигательная деятельность в деятельность (ФЭМП) помещении 9.30 – 9.50 (инструктор по физ. культуре) 9.55 – 10.20 Подготовительная группа № 4 Познавательноисследовательская деятельность (ознакомление с окружающим миром) 9.00 – 9.30 Изобразительная деятельность (лепка/аппликация) 9.40-10.10 Двигательная деятельность на улице 11.10 – 11.40 Вторник * Среда * *** *** Музыкальная деятельность 9.00 – 9.15 Музыкальная деятельность 9.25 – 9.45 Познавательно-исследовательская деятельность (ФЭМП) 9.35 – 9.50 *** Изобразительная деятельность (рисование) 9.00 - 9.25 Перерыв между занятиями - не менее 10 минут Изобразительная деятельность Музыкальная деятельность (рисование) 9.55 – 10.20 9.55 – 10.15 *** *** *** Изобразительная деятельность (лепка/аппликация) 9.15 - 9.30 Двигательная деятельность в помещении 9.00 – 9.20 Познавательно-исследовательская деятельность (ФЭМП) 9.00 - 9.25 Двигательная деятельность на улице 10.55 – 11.10 Перерыв между занятиями - не менее 10 минут Коммуникативная деятельность Двигательная деятельность в (развитие речи) помещении 9.30 – 9.50 (инструктор по физ. культуре) 9.35 – 10.00 *** Коммуникативная деятельность (развитие речи) 9.00 – 9.30 Познавательноисследовательская деятельность (ФЭМП) 9.40 - 10.10 Музыкальная деятельность 10.30 – 11.00 *** Подготовка к обучению грамоте/ Чтение художественной литературы 9.00 - 9.30 Изобразительная деятельность (рисование) 9.40 - 10.10 Двигательная деятельность в помещении (инструктор по физ. культуре) 10.20 – 10.50 Четверг * * *** *** Двигательная деятельность в помещении 9.10 – 9.25 (инструктор по физ. культуре) Изобразительная деятельность (лепка/аппликация) 9.00 - 9.20 Изобразительная деятельность (рисование) 9.35 - 9.50 Познавательно-исследовательская деятельность (ознакомление с окружающим миром) 9.00 - 9.25 Перерыв между занятиями - не менее 10 минут Двигательная деятельность на улице Изобразительная деятельность 11.00-11.20 (лепка/аппликация) (инструктор по физ. культуре) 9.35 – 10.00 *** Коммуникативная деятельность (развитие речи) 9.00 - 9.30 Двигательная деятельность в помещении 9.40 – 10.10 (инструктор по физ. культуре) Двигательная деятельность на улице 11.30 – 11.55 Познавательноисследовательская деятельность (освоение безопасного поведения) 10.20 – 10.50 *** *** *** *** Музыкальная деятельность Музыкальная деятельность 9.25 – 9.45 Подготовка к обучению грамоте/ Чтение художественной литературы 9.00 - 9.25 Познавательноисследовательская деятельность (ФЭМП) 9.00 – 9.30 9.00 – 9.15 Пятница *** Познавательно-исследовательская деятельность (ознакомление с окружающим миром/чтение художественной литературы) 9.25 - 9.40 Перерыв между занятиями - не менее 10 минут Познавательно-исследовательская Музыкальная деятельность деятельность (ознакомление с 9.55 – 10.20 окружающим миром/чтение художественной литературы) 9.55 – 10.15 Познавательноисследовательская деятельность (освоение безопасного поведения) 9.40 - 10.10 Музыкальная деятельность 10.30 – 11.00