19.04.2020
Преодолев 3-летний рубеж, дети продолжают стремительно развиваться. Особенно этот прогресс заметен в их речи: растет словарный запас, совершенствуются произношение, интонация, выразительность, усложняются словесные конструкции, монологи становятся более связными, последовательными. На этом этапе необходимо правильно помочь малышам в их прогрессе. Для этого важно знать основные характеристики речевого развития своих детей в возрасте 4–5 лет и понимать, над чем сейчас важно работать.
Расширение словарного запаса в этом возрасте является главным правилом овладения связной речью; овладение грамматическим построением предложений поможет детям говорить правильно, избегая речевых ошибок; освоение связной речи – важный фактор успешности в дальнейшем обучении ребенка; развитие фонематического слуха позволит произносить слова правильно, а затем так же правильно воспроизводить их на письме.В норме к концу 5-го года у дошкольника должны исчезнуть все неточности и трудности звукоизвлечения. Возможно, ребенок будет произносить средние звуки между [с] и [ш], [з] и [ж], если овладел ими недавно. Иногда дети в этом возрасте не выговаривают [р]. В 5 лет эта проблема уже требует коррекции логопеда.
Избежать ошибок помогут следующие советы:
-Не подражайте речи своего малыша, если она неправильна: не сюсюкайте, не искажайте слова или звуки.
- Сами всегда говорите четко и правильно, используйте нужные эмоции и интонации, правильный темп и силу голоса.
- При общении с ребенком старайтесь исключать из своей речи труднопроизносимые слова, сложные или непонятные обороты и выражения.
- Незнакомые слова, встречающиеся в произведении, важно объяснить дошкольнику на доступном ему уровне, закрепить примерами, испробовать на практике.
- Спрашивая ребенка о чем-то, задавайте понятные, конкретные вопросы, давайте время их осмыслить, не подгоняйте с ответом.
- Не передразнивайте и не раздражайтесь, если малыш допускает ошибку: исправьте ее спокойно, мягко.
- Читайте побольше стихов – это помогает освоить ритмику речи.
- Если у ребенка есть проблемы с произношением звуков, помогут скороговорки, упражнения на артикуляцию, развитие мелкой моторики.