01.09.2020
Известно, что недостатки моторики
неблагоприятно сказываются на развитии изобразительной деятельности детей,
обнаруживаясь в трудностях проведения простых линий, выполнении мелких деталей
рисунка, а в дальнейшем – в трудностях овладения письмом. Все сказанное говорит
о необходимости специальных занятий по развитию моторики детей в дошкольном возрасте.
Учить ребенка правильно
сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве
необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнется
непосредственное письмо – новая и трудная для ребенка деятельность, делать это
гораздо труднее.
В старшем дошкольном
возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна
стать важной частью подготовки к школе, в частности к письму.
Родители должны понять: чтобы заинтересовать
ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в
игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить
ребенка.
У детей, поступающих в
первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений
пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще
плохо ориентируются в пространстве и на плоскости.
Умение ориентироваться в
пространстве – это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому
отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени,
проводя занятия с ребенком в виде различных упражнений.
Для отработки
дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:
·
Показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую
руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет.
·
Поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой.
·
После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к
различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.
·
Можно предложить более сложные задания: показать левой рукой правое ухо,
показать правой рукой левую ногу и т.д.
Отработав представления
о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию
ориентировки в окружающем пространстве, например:
·
Определение пространственного расположения предметов по отношению к
ребенку. «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» или «Положи книгу
слева от себя». Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить,
что справа – это ближе к правой руке, слева – ближе к левой.
·
Определение пространственных соотношений между двумя – тремя предметами или
изображениями.
·
Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой
руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее ребенку задается
вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»
·
Ребенку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить ручку
слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или
слева; где находится карандаш по отношению к тетради – справа или слева.
·
Берутся три предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой,
слева от нее положить карандаш, справа – ручку и т.д.
Трудности в
письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с
неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный
период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили
руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и
для праворуких детей:
Простой и эффективный способ подготовки руки к письму – книжки – раскраски. Раскрашивая любые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует · мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
·
Можно
предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень
полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество
изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию
прописных букв.
·
Нельзя
забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая
пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие
мышцы пальцев.
·
Существует
интересный способ развития пальцев руки – отщипывание. От листа бумаги дети
кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
·
Кроме
того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и
расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.